Одним из главных событий завершившегося Одесского кинофестиваля стал приезд Даррена Аронофски, а также открытый показ его фильма «Реквием по мечте». Эта лента вышла в 2000 году и сразу же обрела культовый статус, став, по мнению многих, главным фильмом режиссера. В сегодняшней рубрике «Ретро» вспоминаем эту и другие знаковые картины того года, запомнившегося целой серий важных арт-фильмов и великим кино в жанре «уся», перевернувшим сознание американцев.

Танцующая в темноте

О чем: Сельма — иммигрантка из Чехословакии, которая работает на заводе и живет с сыном в маленьком трейлере. Постепенно она теряет зрение и боится, что подобная участь постигнет и ее ребенка. Чтобы этого не произошло, Сельма откладывает деньги на лечение мальчика. Единственное, что помогает ей переживать невзгоды — это любовь к мюзиклам и ее музыкальные мечты.

Почему смотрели: Ларс фон Триер — самый известный режиссер-провокатор в мире, а каждый его фильм — настоящий эксперимент над зрителем. За свою карьеру фон Триер не раз менял стилистику: изобрел «Догму», подражал Тарковскому и снял целую серию фильмов об Америке, стране, в которой он, по его словам, никогда не был, но всегда считал главным злом.

«Танцующая в темноте» — первый из его «американских» фильмов. И это отличный пример безжалостного кинематографа датчанина. Он сразу погружал зрителя в безысходность: от быта главной героини до ее болезни. Но в качестве своеобразной надежды и одновременно иронии давал вставки с музыкальными номерами-фантазиями героини. Причем ирония для Триера заключалась в том, что мюзикл — это некогда самый популярный жанр кино, придуманный в США. И в то время, как вся Америка смотрела веселые фильмы с песнями и танцами, жизнь низшего класса или эмигрантов все равно оставалась ужасной. Кроме того, «Танцующая в темноте» — это еще и сказка по Триеру, основанная на детской истории о доброй девушке, которая раздала людям все, что у нее было, не получив взамен ничего.

Вокруг «Танцующей в темноте» возникло несколько скандалов. Самый громкий из них разгорелся из-за документального фильма о съемках. Против его выпуска была исполнительница главной роли Бьорк. Для исландской певицы это был полноценный дебют в кино и тяжелейшая роль, после которой она еще долго не сможет сниматься. Она не хотела, чтобы ее состояние на съемочной площадке стало достоянием общественности. А в этом состоял своеобразный метод Триера: он всегда давал актерам большую свободу, но вместе с тем буквально погружал их в безумие фильма. Отчего для каждого исполнителя съемки становились важным, но травматическим опытом. Не случайно, из актрис только француженка Шарлотта Генсбур смогла поработать с датчанином больше одного раза. Что касается Бьорк, то она до сих пор не может вспоминать об этом фильме.

Реквием по мечте

О чем: история четырех людей, жизнь которых стремительно катится по наклонной, а все их мечты рушатся на глазах.

Почему смотрели: фильм 31-летнего Даррена Аронофски стал настоящим реквиемом по эпохе 90-х с ее героиновым угаром и несбывшимися надеждами. И это притом, что сама картина была экранизацией романа Хьюберта Селби-младшего, написанного еще в 1978 году. Селби, который лично прошел все круги наркотического ада, написал историю об очередном потерянном поколении. Аронофски увидел в этом актуальный рассказ об иллюзиях и зависимости, уничтожающей все. Три молодых героя фильма, подсев на наркотики, постепенно катятся в бездну, в то время как мать одного из них «подсаживается» на телевидение. Каждый из героей мечтает о лучшей жизни, но каждый, живя на задворках мира, находит спасение в новой дозе или очередной телепрограмме.

Утраченные возможности и одержимость — вообще ключевые темы для Аронофски. Об этом шла речь в его дебютном безбюджетном фильме «Пи», об этом он рассказывал и в своих самых известных работах — «Рестлер» и «Черный лебедь». Однако «Реквием по мечте» — пожалуй, самая знаковая и безжалостная картина режиссера. Если после у него то и дело будет появляться надежда на лучшее, то в этом фильме все окрашено в темные цвета. Монтаж, музыка, ставшая классикой, и сама история погружают зрителя в атмосферу и безысходности. Позже кто-то из критиков напишет, что это отличная терапия и в истории это кино останется как один из самых реалистичных и безжалостных фильмов о наркозависимости.

Крадущийся тигр, затаившийся дракон

О чем: Ли Мубай — великий мастер боевых искусств. Ю Шу Лиен — воительница, в которую он влюблен. Однажды некий преступник похищает легендарный меч, и оба воина отправляются на его поиски.

Почему смотрели: режиссер Энг Ли — один из лидеров тайваньского кино 90-х. У себя на родине он снимал трогательные семейные фильмы, напоминающие работы Ясудзиро Одзу. В конце 90-х Ли перебрался в США, поставил несколько подобных картин и эстетский вестерн «Погоня с дьяволом». В 2005 он получит «Оскар» за «Горбатую гору» и будет чередовать небольшие фильмы с яркими блокбастерами. Однако перед этим режиссер вновь вернется в Азию, чтобы снять «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». И именно эта картина принесет ему первый настоящий успех в Голливуде.

Фильм Крадущийся тигр, затаившийся дракон» был красочной версией популярного для китайского кино жанра «уся» — фэнтези с элементами боевых искусств. Помимо драк здесь традиционно присутствовала история любви и хорошо проработанный сюжет, а впечатляющая визуальная составляющая напоминала ожившую живопись. Но главным, конечно, были восточные единоборства, в которых сочеталась отличная хореография и акробатика. В результате «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» стал самым кассовым неанглоязычным фильмом в истории американского проката. Картина Энга Ли заняла в США 12-е место по сборам, обогнав «Ангелов Чарли» и «Траффик» Содерберга. В то время, в 2000 году, это было своего рода сенсацией и переломным моментом для индустрии. Ведь раньше американские зрители скептически относились к прокату иностранных фильмов, а смотреть кино с субтитрами для них было и вовсе сродни подвигу.

Еще пять фильмов, которые смотрели в 1941 году:

Обладатель «Оскара»: «Гринч — похититель рождества», реж. Рон Ховард

Самый кассовый фильм: «Гладиатор», реж. Ридли Скотт

Лучший эстетский фильм: «Любовное настроение», реж. Вонг Кар-Вай

Лучшая комедия: «О, где же ты, брат?», реж. Итан и Джоэл Коэны / «Чего хотят женщины», реж. Нэнси Мейерс

Самый безумный фильм: «Очень страшное кино», реж. Кинен Айвори Уайанс