Летом 2004 года на канале HBO стартовал сериал «Красавцы». Телешоу, основанное на идее Марка Уолберга, рассказывало о жизни начинающих актеров и изнанке Голливуда. В этом году на экраны вышел одноименный фильм, продолжающий историю тех героев. В рубрике «Ретро» oKino.ua возвращается в 2004 год и вспоминает три отличных фильма, о которых вы могли не знать.

Рождение

О чем: через 10 лет после смерти мужа Анна (Николь Кидман) снова собирается выйти замуж. Но накануне этого события она становится объектом страсти 10-летнего мальчика, который заявляет, что он — реинкарнация ее супруга.

Почему смотрели: Джонатан Глейзер — один из самых загадочных режиссеров современности. Его последний фильм «Побудь в моей шкуре» в прошлом году обсуждали повсеместно. Его музыкальные видеоклипы вот уже 15 лет считаются одними из лучших в индустрии. А его предыдущая картина — «Рождение» — в 2004 году буквально разделила критиков и зрителей на два лагеря. «Рождение» впервые показали на Венецианском кинофестивале. И фильм сразу же вызвал неоднозначную реакцию: часть зрителей освистывала увиденное, другая — аплодировала стоя. И те и другие после показа характеризовали всё одним словом — «странный». Странная история о любви мальчика и женщины, странная подача и странный финал. Фильм Глейзера рассказывал о любви и о том, что из-за нее люди порой готовы поверить в самые невозможные вещи. Он также говорил об одиночестве и шаткой границе между доверием и ненавистью. При этом Глейзер еще и мастерски варьировал жанры: от триллера и детектива до чувственной мелодрамы. Не забывая к тому же и свою излюбленную провокационность: чего стоит одна сцена в ванной с обнаженной Николь Кидман и мальчиком, вызвавшая шквал критики еще до выхода фильма.

Короли и королева

О чем: Нора готовится выйти замуж за богатого ухажера. Ее сын против нового избранника матери. Ее бывший муж только что угодил в психушку, а у отца обнаружили рак. Казалось бы, куча поводов для грусти, но Норе удается справиться со всеми невзгодами.

Почему смотрели: в 1996 году французский режиссер Арно Деплешен, которого часто сравнивают с Вуди Алленом, снял биографический фильм «Как я обсуждал… (мою сексуальную жизнь)». В нем он довольно весело и иронично проходился по парижским интеллектуалам и рассказывал о своих отношениях с подругой, которую играла его реальная девушка. «Короли и королева» — в какой-то мере продолжение этого фильма (финальной частью трилогии можно считать, вышедшую в 2009 году «Рождественскую сказу»). Здесь вновь все действие крутится вокруг распада семьи и странных отношений между ее членами. Другим названием ленты вполне могло бы быть «Нора и ее мужчины», хотя «Короли и королева» также весьма точно отображает эгоизм каждого из героев и их зацикленность на себе. Все, чего хочет Нора — обрести счастье. Но для этого ей необходимо примириться со всеми ее мужчинами: сыном, отцом и бывшим мужем. Сам же фильм словно поделен на две части, в первой из них мы видим все глазами героини, во второй — ее экс-супруга. И несмотря на мрачный сюжет, на деле это скорее грустная комедия о том, как преодолевать все невзгоды и быть хоть немного терпеливее со своими близкими.

Тропическая лихорадка

О чем: в таиландских джунглях простой парень Тонг завязывает дружбу с местным солдатом. Сами джунгли хранят в себе множество тайн и легенд, одна из которых гласит, что таинственное существо охотится здесь на людей, а одной из его жертв вот-вот станет потерявшийся солдат.

Почему смотрели: самый таинственный фильм 2000-х и обладатель «Приза жюри» Каннского кинофестиваля. Его снял таец со сложной фамилией Апичатпонг Веерасетакул, который считается главным арт-режиссером последних десятилетий. Начав как видеохудожник, в 2000-х Веерасетакул перешел в кино и снял пять фильмов, четыре из которых впоследствии войдут в сотню лучших картин нулевых годов по опросу экспертов, организованному кинофестивалем в Торонто. Его картины тяжело классифицировать, еще тяжелее — пытаться пересказать их сюжет. Точно можно сказать одно: в них всегда присутствуют призраки и традиционная тайская мифология, а главными темами оказываются воспоминания и попытка разобраться с прошлым и настоящим своей страны. Вместе с тем Веерасетакул (зная о сложности своего имени, он когда-то даже предложил журналистам называть себя просто «Джо») фактически создал собственный уникальный стиль: медленное кино, напоминающее сновидения, где граница между реальностью и фантазией совершенно размыта. Вскоре у него даже появилась целая волна последователей по всему миру. Что же касается «Тропической лихорадки», то в ней, как всегда у Джо, повествование делится на две части. В первой мы наблюдаем за трогательной любовной историей, во второй — неожиданно оказываемся в джунглях, где нас уже ждет неспешное путешествие в мир снов и легенд.

Еще пять фильмов, которые смотрели в 2004 году:

СОбладатель «Оскара»: «Малышка на миллион», реж. Клинт Иствуд

Победитель Каннского кинофестиваля: «Фаренгейт 9/11», реж. Майкл Мур

Самый необычный фильм: «Вечное сияние чистого разума», реж. Мишель Гондри

Самый кассовый фильм: «Шрек 2», реж. Эндрю Адамсон, Келли Эсбёри, Конрад Вернон

Самый обсуждаемый фильм: «Догвилль», реж. Ларс фон Триер