Фильм «Звездные войны: Пробуждение силы» стал абсолютным рекордсменом по кассовым сборам в США. До этого целых шесть лет лидерство по этому показателю удерживал «Аватар». Картина Джеймса Кэмерона вышла в прокат в конце 2009, а сам тот год запомнился целой серией знаковых киноработ. О лучших из них вспоминаем в сегодняшней рубрике «Ретро».

Хранители

О чем: параллельная реальность, Америка 1985 года. Люди со сверхспособностями давно стали частью обычного мира, а Часы Судного Дня отсчитывают время до столкновения ведущих мировых держав. В это время кто-то решает уничтожить всех супергероев, дело попахивает гигантским заговором, а спасти мир пытается полуфашист и полупсихопат Роршах.

Почему смотрели: Алан Мур — один из наиболее безумных гениев мира комиксов. Одержимый маньяк и фанат Берроуза, Мур написал «Хранителей», свое главное творение, в 1986–1987 годах. Этот комикс сразу же выделялся своей масштабностью, мрачной атмосферой, уклоном в философию, совсем не детским юмором и героями с собственными драмами и огромным количеством тараканов в голове. Уже через два года комикс решили экранизировать, вот только между стартом работы над фильмом и его созданием прошло целых двадцать лет. За это время сменилось несколько режиссеров (последним кандидатом был Пол Гринграсс) и актерский состав (роль Роршаха когда-то планировали отдать Саймону Пеггу).

Все изменило появление в проекте Зака Снайдера. Как фанат Мура, Снайдер сумел аккуратно перенести его историю на большой экран. Для этого он убрал целую серию сюжетных линий и героев (у Мура их было такое количество, что хватило бы на полноценный сериал). А визуально сделал все чем-то средним между нуаром и би-муви. Причем там, где у Мура все было пропитано цинизмом, у Снайдера появилась некая обреченность и странная галлюциногенная аура, в которой и существуют местные супергерои-фрики. Так «Хранители» стали настоящей революцией в экранизации комиксов, создав новый стандарт реалистичности и мрачности. Теперь «экранизация комиксов» означало не только кино для детей, но и настоящую драматическую историю с жестким возрастным ограничением.

Бесславные ублюдки

О чем: Вторая мировая война, оккупированная немцами Франция. Отряд американских солдат, составленных из отъявленных негодяев, наводит страх на фашистов. Их финальная миссия — уничтожение всего руководства Германии.

Почему смотрели: после премьеры в Каннах многие сравнивали этот фильм с «Криминальным чтивом», по крайней мере в том, что касается количества крови и насилия. Бравые герои расшибали нацистам головы битами, вырезали свастику на лбу и лихо снимали скальпы. Часть зрителей это буквально шокировало, а вся история казалась многим только набором бессмысленных сцен, словно украденных из разных кинофильмов. Однако другие видели в этом перезагрузку самого жанра «военного кино». И это кажется куда более близким к истине. Да, Тарантино в очередной раз цитировал множество любимых режиссеров (от Фрица Ланга до Роберта Олдрича). Создавая военное кино, отталкивался от канонов итальянских фильмов 60-70-х жанра «макаронные бои» (macaroni combat), в частности «Бесславных ублюдков» Энцо Кастеллари. Вновь занимался эстетизацией насилия и признавался в любви к кино. Но главное, режиссер предлагал по-новому взглянуть на фильмы о войне. Он вступал в схватку с традициями жанра и, разбирая его на ходу, создавал свою версию большого киноаттракциона имени Квентина Тарантино, где война одновременно ужасна и комична, а ее участники, умирающие или остающиеся в живых, чем-то напоминают героев классического бурлеска. Возможно, звучит слишком цинично. Вот только в подобном цинизме и скрыто все очарование автора «Криминального чтива».

Антихрист

О чем: о супружеской паре, которая пытается примириться со смертью сына. Они ищут успокоение в глуши, но безумие все больше проникает в их жизнь.

Почему смотрели: очередной фильм-скандал Ларса фон Триера, еще один сеанс режиссерской психотерапии и вместе с тем камерная история о страхах, фобиях и сексе. Триер сначала обещал снять полноценный фильм ужасов, основанный на теории, что Вселенную создал Сатана. Затем все же передумал. Посвятил ленту своему духовному наставнику Тарковскому и признался, что для него самого съемки стали возможностью побороть депрессию. После премьеры на Каннском кинофестивале «Антихриста» освистали, а самого режиссера едва не растерзали на пресс-конференции. Не находя себе места, тогда он нервно заявлял, что является «лучшим режиссером на планете». В этом, впрочем, и есть весь Триер — провокатор, который снимая кино пытается бороться с собственными страхами. И каждый фильм которого — одновременно сеанс эксгибиционизма и вызов зрителю. «Антихрист» — одна из самых непростых работ датчанина. Ее просмотр — настоящее психологическое испытание, двухчасовой стресс. В картине герой Уиллема Дефо, психиатр, специально погружает жену в состояние сумасшествия, как возможность спастись и очиститься. Нечто похожее проделывает со зрителем и сам Триер.

Еще пять фильмов, которые смотрели в 2009 году:

Обладатель «Оскара»: «Повелитель бури», реж. Кэтрин Бигелоу

Победитель Каннского кинофестиваля: «Белая лента», реж. Михаэль Ханеке

Лучший мультфильм: «Вверх», реж. Пит Доктер, Боб Питерсон

Самая кассовая комедия: «Мальчишник в Вегасе», реж. Тодд Филлипс

Самый эстетский фильм: «Одинокий мужчина», реж. Том Форд