В украинский прокат выходит сразу два заметных российских фильма: эротическая мелодрама «Интимные места» и драма «Майор». Первый успел получить хорошие отзывы на кинофестивале «Кинотавр», второй — участвовал в Каннах. Все это позволяет говорить о возрождении российского кинематографа, подобный же подъем наблюдается в некоторых других странах бывшего СССР. Но неплохие киноленты здесь были и раньше. В oKino.ua решили вспомнить 10 знаковых картин, снятых на постсоветском пространстве.
Как я провёл этим летом (2010)
Реж. Алексей Попогребский
Один из главных фестивальных хитов последних лет. В 2010 в Берлине жюри наградило оператора Павла Костомарова и двух исполнителей главных ролей фильма. И это было знаменательным событием для российского кино. Режиссер Попогребский и оператор Костомаров создали очень искреннюю ленту, не прибегая к чернухе или натурализму. Красивейшие съемки природы Камчатки, сложнейшая операторская работа и аллегорическая история двух полярников говорят о том, что талантов на постсоветском пространстве достаточно.
Реж. Вейко Ыунпуу
Главные герои фильма — ничем не примечательные жители современной Эстонии, переживающие обыкновенные жизненные кризисы. В таких случаях принято говорить, что за черной полосой придет белая. Однако бывает, что черная полоса так никогда и не заканчивается. Жестокую картину дебютанта Вейко Ыунпуу неоднократно называли в числе главных открытий
Реж. Сергей Лозница
Сергей Лозница, прежде чем перейти в игровое кино, заработал себе авторитет мастеровитого документалиста. В 2006 году он создал свой главный документальный шедевр. Отличие «Блокады» от других фильмов на ту же тематику в том, что Лозница акцентирует внимание на людях, которые продолжают жить в нечеловеческих условиях, вести свой быт и встречать следующий день. Здесь нет никакой страшной статистики и рассказов, только изображение и звуки города, который живет вопреки всему.
Реж. Кира Муратова
Кажется удивительным, что в
Реж. Вагиф Мустафаев
Один из немногих фильмов, в которых отображена плачевная ситуация кинопроизводства на постсоветском пространстве. Главные герои ленты — пожилой монтажер и молодой режиссер, готовые пойти на что угодно, лишь бы закончить работу над фильмом. При этом им всячески мешают начальники, а деньги на него уже давно закончились. Интересно, что в свое время Министерство культуры Азербайджана пыталось воспрепятствовать показу картины на Московском кинофестивале. И это довольно странно, так как «Национальная бомба», возможно, лучшее из того, что было создано этой страной за последние 20 лет.
Реж. Андрей Звягинцев
У Андрея Звягинцева один из самых успешных дебютов в истории нового российского кино. Первый же его фильм, попав в конкурсную программу Венеции, отхватил там не только «Золотого льва», но и еще четыре другие награды, включая приз за лучший дебют. В отличие от многих фестивальных фаворитов, лента «Возвращение» в одинаковой мере полюбилась как зрителям, так и специалистам. Секрет картины весьма прост: Звягинцев предложил универсальную историю на тему отцов и детей, понятную каждому. Хотя, конечно, за внешней простотой скрывалась огромная работа.
Реж. Александр Сокуров
Александр Сокуров начинал снимать еще в советское время, но имя и авторитет себе заработал уже после распада СССР. Любимая тема Сокурова — история, он зачастую посвящает свои фильмы выдающимся историческим персонажам или эпохам. В «Русском ковчеге» соединился как знаменательный сюжет, так и техническая уникальность. Более чем
Реж. Алексей Герман
Возможно, самый сложный и самый личный фильм классика российского кино Алексея Германа. Свою картину он создавал восемь лет, его не поняли на фестивале в Каннах, зато французские критики нарекли его северным Феллини за особый, ни на кого не похожий стиль. Замешкавшихся западных специалистов можно понять: история, рассказанная в фильме, близка лишь бывшим гражданам СССР. В основе ленты — личные воспоминания режиссера, наследие сталинизма, время упадка и легендарное «дело врачей», когда власти обвинили группу видных докторов в заговоре.
Реж. Алексей Балабанов
Снятый буквально за копейки фильм (как локации использовали квартиры друзей и знакомых режиссера) воссоздает атмосферу культурной столицы России в эпоху бескультурья. Именно здесь появляется один из главных героев
Реж. Дарежан Омирбаев
Дарежан Омирбаев — удивительная личность. Он снял свой первый фильм во время распада Союза на казахской студии, но знаменитым стал на Западе, где ленты режиссера всегда ждут и способствуют реализации новых проектов. Говорят, сам
Маловато для двадцати лет к сожалению. Но такие фильмы как "Возвращение" стоят многократного просмотра.