Майские праздники — самое прекрасное время весны, а также отличная возможность не спеша сделать все то, до чего никак не доходили руки. Например, посмотреть кино. Специально для этого oKino.ua отобрало по шесть длинных фильмов, мини-сериалов и книг, на которые не жалко потратить время в эти десять выходных.

ФИЛЬМЫ

Этот шедевр Копполы не зря включают во всевозможные списки лучших фильмов за всю историю. Капитан Уиллард отправляется в Камбоджу, чтобы убить свихнувшегося полковника Курца, создавшего в джунглях общину с поклонением себе. По дороге он наблюдает все крайности войны и теряет ощущение реальности и себя самого. Краткая повесть Джозефа Конрада превращается в фильме в экзистенциальный эпос, разворачиваемый на фоне Вьетнамской войны. Фильм стоит того, чтобы его пересматривать, и важно увидеть отреставрированную режиссерскую версию, куда вошли первоначально оставленные на монтажном столе 49 минут и десяток измененных сцен. Для нового варианта Мартин Шин и другие актеры переозвучили реплики.

Реж. Майкл Чимино, 1980 год, 218 минут

Больше трех часов из жизни стоят того, чтобы увидеть фильм, чуть было не погубивший знаменитую киностудию United Artists, похоронивший карьеру Майкла Чимино и заставивший продюсеров в дальнейшем не давать спуску режиссерам. Вестерн о столкновении между фермерами-мигрантами и наемниками богатых землевладельцев. Хороший шериф Крис Кристофферсон и его друг Кристофер Уокен оказываются по разные стороны баррикад. Фильм существует в нескольких версиях: первоначальной на 218 минут, перемонтированной через год после выхода на 149 минут и режиссерской на 216 минут. «Врата рая» — один из самых крупных кассовых провалов в Голливуде. После награды за «Охотника на оленей» Чимино автоматически номинировали и за этот фильм. Но это не спасло ленту от разгромной критики, «Золотой малины» и заработанных $3 млн. в прокате при бюджете в $44 млн. В прошлом году отреставрированная версия фильма была показана на Венецианском кинофестиваля, где после показала зрители аплодировали стоя.

Получивший культовый статус годы спустя после выхода фильм о человеке, пытающемся жить порядочно в охваченной социальными невзгодами веймаровской Германии. Франц выходит из тюрьмы, находит работу, интересуется политикой, заводит любовные связи и каждый раз втягивается в криминал, теряя близких и падая все ниже. Фильм был раскритикован сразу после выхода и за мрачность, и за колоссальные 13 млн. дойчемарок, потраченных на съемки. Дело в том, что режиссер технически готовил свой фильм в 14 частях не для малых экранов, а для кинозалов. Но его показывали на ТВ как мини-сериал, когда у многих еще были черно-белые приемники и зрители иногда просто не могли разобрать происходящее на экране. В американском же прокате версию, которая на полчаса дольше, показали за один день с перерывом на обед. Сегодня такие сеансы не редкость: «Берлин, Александерплац» крутили нон-стоп и в Германии, и в Украине.

Реж. Стивен Содерберг, 2008 год, 135 + 134 минуты

Образ Че Гевары растиражирован на футболках, плакатах и где угодно, но его личность и биография в целом малоизвестны. Стивен Содерберг попробовал документально достоверно и в то же время лирично показать последние 12 лет жизни команданте: с момента знакомства с Фиделем Кастро и Кубинской революции до убийства в Боливии. За воплощение образа Гевары американец Бенисио Дель Торо отхватил награду в Каннах. Обе части впервые показали одним сеансом на Каннах, после чего развели в прокате, где он благополучно провалился. Тем не менее это лучшее современное кинематографическое жизнеописание легендарного революционера.

Реж. Джон Ву, 2008 год, 280 минут

Фильм знаменовал возвращение Джона Ву в азиатский кинематограф после многолетних голливудских исканий. Да еще и с каким размахом! Ву снял китайскую «Илиаду» — историю о величайшей битве в древней истории Поднебесной, когда в ІІІ веке объединенные войска двух китайских царств сразились против армии третьего. Но историю по фильму учить не рекомендуется: сам режиссер признал фактически достоверной лишь половину своей работы, пожертвовав буквальностью, чтобы передать отношение народа к тем событиям. Масштаб баталий и типичный азиатский экшен впечатляют. Большой хронометраж, как и в случае с «Че», помешал прокатывать весь фильм сразу, из-за чего «Битву у Красной скалы» разделили на две части.

Реж. Рауль Руис, 2010 год, 272 минуты

«Тайны Лиссабона» — экранизация написанного в ХІХ веке романа португальца Каштелу Бранку и один из последних фильмов умершего два года назад чилийского режиссера Рауля Руиса. Пересказывать сюжет этого длинного сюрреалистичного фильма нелегко. Это несколько рассказов о людях, прошлое которых покрыто тайнами. Сирота Педро из церковного приюта, ревнивая знатная дама, буржуа и священник по ходу фильма оказываются не теми, кем считались ранее. «Тайны Лиссабона» были смонтированы из еще более длинной телеверсии.

СЕРИАЛЫ

18 эпизодов по 45 минут

Культовый сериал от, пожалуй, главного американского комедиографа Джудда Апатоу, открывший миру таких актеров, как Джеймс Франко, Сет Роген и Джейсон Сигел. «Чудики и чокнутые» — это философия (или энциклопедия, как угодно) жизни подростков и чуть ли не первый сериал, отображающий особенности этого трудного периода без глянцевого или нарочито комедийного лоска. Здесь есть все — от первого поцелуя, подпирания стенок на дискотеках и девчачьей симпатии к хулигану до проблем с марихуаной и вопросов жизненного выбора. Ну, и музыкальное сопровождение стоящее: в сериале звучат The Who, Дэвид Боуи, Элис Купер и многие другие, с песнями которых на самом деле и растет тот особенный «подростковый дух» свободы.

13 эпизодов по 30 минут

Комедийный сериал с обаятельным Тедом Дэнсоном, который играет эксцентричного психоаналитика Билла Хоффмана, консультирующего группу трудных пациентов с самыми разными житейскими проблемами. При этом психоаналитику часто и самому требуется помощь. Пациенты те еще: манерный латентный гомосексуалист в розовом пиджаке, который никак не может осознать свою истинную ориентацию; никчемный офисный служащий, раскладывающий пасьянс на работе и помышляющий о суициде; рыжая сексоголичка; самоуверенный и грубый альфа-самец, у которого случаются неконтролируемые гневные вспышки, — и так далее. У Билла есть дочь Саша, встречающаяся с «парнем», который годится ей в отцы, постоянно подшучивающие над ним коллеги и разваливающийся брак — в общем, не жизнь, а сумасшедший дом. Вот на протяжении 13 эпизодов «Помоги мне, помоги себе» наши герои и будут пытаться справиться с ворохом своих проблем, создавая при этом новые. Все это действительно очень смешно, особенно в свете того, что теперь психоаналитиков нет разве что у домашних питомцев.

5 эпизодов по часу

Тонкая и эстетская, немного мрачноватая, драма, которую снял именитый режиссер Тодд Хейнс (его мы знаем и любим по фильмам «Меня там нет», «Бархатная золотая жила» и «Вдали от рая»). Кейт Уинслет играет здесь роль домохозяйки Милдред Пирс, принявшей решение уйти от тирании мужа Берта. Но для того чтобы растить и кормить двух дочек, ей приходится устроиться официанткой. Гордиться нечем — Милдред держит втайне от детей тот факт, что она теперь обслуживает столики в ресторане. И когда одна из девочек раскрывает ее секрет, женщине приходится соврать ей, заявив, что скоро она откроет свой собственный ресторан. Вранье во благо, собственно, и превращается в мечту. Милдред пытается во что бы то ни стало обустроить новую — лучшую — жизнь для себя и для дочек. Но, разумеется, для этого ей придется пройти через ряд серьезных испытаний.

6 эпизодов по 45 минут

Раньше на тему будущего успешно размышляли великие научные фантасты — от Жюля Верна и Рэя Брэдбери до безумного Филипа К. Дика. Сейчас с этим лучше всего справляться удается сериалам. «Черное зеркало» — антиутопия, посвященная полной виртуализации современного общества и о ее последствиях. Сериал о нас самих, застывших в экранах лэптопов и айфонов, неистово обновляющих соцсети и документирующих любое свое пребывание с помощью чекинов. Здесь нет главных героев — каждая серия рассказывает новую отдельную историю. Начинается сериал с того, что премьер-министр Великобритании в прямом эфире совокупляется со свиньей (таковы требования арт-террориста, которого в конце серии назовут гением акционистского искусства). Все самые сумасшедшие технологические фантазии, которые вы могли себе представить, есть в «Черном зеркале»: виртуальные автоматы с едой, комнаты-экраны для отдыха (в них помещается лишь одна кровать, а вместо стен — экраны, непрерывно транслирующие рекламу), сенсорные приборы для умывания, умные ноутбуки, которые управляются с помощью движений руки и так далее. И вместе с этим — злая сатира на то, как человечество с помощью гаджетов стремится «упростить» себе жизнь, уменьшая затраченные усилия и тем самым все больше вычитая себя из существования в окружающей реальности.

13 эпизодов по часу

Политическая драма от Дэвида Финчера, с Кевином Спейси в главной роли, которая прочно закрепилась во всех топах политических сериалов последних лет. Интересен, помимо всего прочего, и сам факт выхода «Карточного домика»: создатели сериала приняли решение идти в ногу со временем и в один день — 13 февраля — взяли и разом выложили все 13 эпизодов для онлайн-просмотра на видеосервисе Netflix. House of Cards рассказывает историю амбициозного конгрессмена от Демократической партии Фрэнка Андервуда. Завязка заключается в следующем: Фрэнк помогает Гаррету Уокеру попасть на пост президента США в обмен на обещание сделать его госсекретарем. Ясное дело, новоиспеченный президент своего коллегу подставляет и Андервуд продолжает занимать опостылевшую должность конгрессмена. Но мириться с этим не хочет — разъяренный Фрэнк и его жена начинают придумывать изощренный план мести предателю.

Автор: Дэннис Келли, 2013 год

6 эпизодов по 50 минут

Британский конспирологический триллер. В центре сюжета — загадочный графический роман «Эксперименты Утопии», увлечение которым объединяет пять малознакомых людей: чернокожего айтишника, бородатого интернет-анархиста, 11-летнего малолетнего преступника, философствующую дамочку с акцентом кокни и богатого предпринимателя. Этот предприниматель предлагает встретиться, объявляя, что у него есть рукопись второй части «Утопии». Затем его убивают двое отмороженных киллеров, а рукопись забирает себе 11-летний паренек. Оставшихся в живых ситуация встраивает в крутой оборот: оказывается, существует некая секретная организация «Сеть», в планах которой — безжалостный геноцид почти всего человечества посредством искусственно созданных вирусов. «Сеть» охотится за нашими героями, они вынуждены скрываться и параллельно раскрыть тайну «Утопии» — в этом графическом романе зашифрована некая информация, объясняющая все происходящее безумие.

КНИГИ

Собственная империя. Как евреи изобрели Голливуд

Если вы вдруг не знали, то Голливуд и вправду построили евреи. Легендарные студии Universal, MGM, FOX — все это детище эмигрантов, покинувших Восточную Европу в начале XX века. Каждый из них, оказавшись в Америке, первые годы бедствовал, затем перебивался разными подработками, позже смекнул, что из обычных забегаловок, где показывают фильмы, можно сделать первые кинотеатры, а после и первые киностудии, которые будут снимать фильмы для этих самых кинотеатров. Книга Гэблера — история каждого из основателей. Кроме того, это еще и рассказ о воплощении американской мечты и ее крушении. Ведь после 30-летнего господства все основатели Голливуда в один миг лишились своих киностудий.

Беспечные ездоки, бешеные быки

Классический Голливуд убил приход так называемого Нового Голливуда (Мартин Скорсезе, Брайан Де Пальма, Стивен Спилберг, Джордж Лукас и др.). И книга американского кинокритика Питера Бискинда как раз о последнем. Причем Бискинда куда больше занимает тайная жизнь самих режиссеров, чем их фильмы. Так, он очень весело рассказывает о кокаиновой зависимости Скорсезе, вспоминает робкого Де Ниро, который боялся говорить с женщинами, и вечеринки ботанов, где молоденькие актрисы соблазняли невинного Стивена Спилберга. Каждому из героев книги достается по полной. Но вместе с тем от желтизны все спасает тактичность и ирония автора. А также тот факт, что из таких историй вырисовывается хроника заката классических ценностей: вот юный Джордж Лукас снимает свои экспериментальные фильмы, а вот уже — десять лет спустя — решает, что куда проще и прибыльнее просто продавать сувениры с героями «Звездных войн».

Авторская энциклопедия фильмов
Жак Лурселль

Здоровенный двухтомник французского критика Жака Лурселля — это фактически библия от кино. Здесь собраны более двух тысяч рецензий: от первых немых фильмов до картин 80-х годов. У Лурселля очень своеобразный вкус. Он, например, восхищается первыми мультфильмами Диснея, вестернами и фильмами плаща и шпаги, но разносит в пух и прах модных режиссеров вроде Годара и Трюффо. Он любит большое кино и довольно скептически относится к фестивальному. При этом в каждой из его заметок регулярно встречаются интересные байки и случаи из жизни участников съемок. А каждая статья начинается с отдельного пересказа всего сюжета, что порой оказывается куда увлекательнее, нежели сам фильм.

Психоз

Согласно легенде, Альфред Хичкок совсем не планировал снимать «Психо». Но однажды ему под руку попалась книга Роберта Блоха, которую он прочитал запоем за одну ночь, после чего объявил, что сделает по ней фильм. То, что было дальше, можно, к примеру, посмотреть в биографическом фильме «Хичкок». Что из этого вышло — в фильме-оригинале. Кроме того, на ТВ сейчас идет сериал «Мотель Бейтса», авторы которого также вдохновлялись произведением Блоха. Интересно, что сам Роберт Блох никогда не хватал звезд с неба, считался средним писателем, а «Психоз» критики называли главным успехом автора и самым нетипичным его творением.

Воспоминания Сергея Соловьева

«Асса» и «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» — два культовых фильма 80-90-х. «Сто дней после детства» и «Нежный возраст» — одни из самых трогательных картин о юности. Их режиссер Сергей Соловьев — замечательный рассказчик. И в его воспоминаниях это особенно заметно. Здесь все поделено на три книги, каждая из которых охватывает разные периоды жизни режиссера (детство, учеба, дебютные фильмы, первый успех). Но главная особенность всего в том, что Соловьев больше говорит не о себе, а об окружающих его людях и историях, которые приключались с ними, из чего получается целый рассказ об эпохе. Все это напоминает кино и сдобрено отличным юмором. Воспоминания Соловьева интересны еще и в связи с его возращением к кино: один за другим на экраны вышли два его фильма — «Анна Каренина» и «2-АССА-2».

Эберт — легенда американской кинокритики, он скончался от рака пару недель назад. «Сама жизнь» (Life Itself) — его биография, которая увидела свет в прошлом году. На русский ее, разумеется, еще так и не перевели, но если вы свободно читаете на английском, то это то, что нельзя пропустить. Самое интересное, что касается воспоминаний Эберта, заключается в следующем: на протяжении всей своей карьеры он часто злоупотреблял спойлерами (пересказом ключевых моментов фильма), а в книге он уже «спойлерит» о своей жизни. Так, Роджер Эберт рассказывает курьезные случаи из мира кино, вспоминает незначительные детали своей жизни. И из этого постепенно вырисовывается «житие американского критика»: забавное и печальное одновременно.