5 мыслей о феномене «За канделябрами» Стивена Содерберга

На HBO состоялась премьера телефильма Стивена Содерберга «За канделябрами» — байопика, посвященного легендарному пианисту Либераче и его бурному роману со Скоттом Торсоном, в котором Майкл Дуглас и Мэтт Дэймон сыграли едва ли не лучшие свои роли. Еще раньше картину показали в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. oKino.ua рассуждает о том, почему этот фильм нужно посмотреть и о чем cтоит задуматься после его просмотра.

5 мыслей о феномене «За канделябрами» Стивена Содерберга

1. Реанимация понятия «телефильм»

Чем прежде являлся телефильм? Это был отдельный жанр киновысказывания, со своими шедеврами вроде «Сцен из супружеской жизни» Бергмана или «Если бы эти стены могли говорить» с Деми Мур на тему женского выбора и абортов. Да и лента «Ирония судьбы, или С легким паром!», которой нас кормит телевизор каждый год вот уже почти 40 лет, тоже телефильм. Постепенно этот жанр стал отмирать: хорошие идеи забирают и развивают в сериалах, а сами телефильмы чаще всего являют собой гибрид морализаторства и документалистики или и вовсе оказываются скучными экранизациями классики. «За канделябрами» Содерберга в этом контексте — спасение жанра. Смелая тема, отличная стилизация под эпоху беспощадной роскоши и свободных нравов 80-ых и, возможно, самые интересные роли Майкла Дугласа и Мэтта Дэймона.

5 мыслей о феномене «За канделябрами» Стивена Содерберга

2. Смелое воплощение непростой темы

«За канделябрами», как известно, отказались брать мейджоры, предвидевшие толпы протестующих, скандалы и критику в прессе, гомофобные атаки и прочие акты нетерпимости. В результате Содерберг предложил проект телегиганту HBO, получил согласие и денежное поощрение — «За канделябрами» показали в эфире. Здесь нужно понимать, что фильмы, целиком и полностью посвященные геям, — это по-прежнему хождение по тонкому канату без страховки. «Горбатая гора» вызвала в свое время нешуточный резонанс, все говорили о «Харви Милке» Гаса Ван Сента, но почва по-прежнему зыбкая. Поэтому, чтобы снимать такие ленты, нужно иметь определенные цели и смелость. У Содерберга получилось выдержать грань между смелостью и пошлой провокацией и не слишком акцентировать на спорных эпизодах вроде поцелуев и однополого секса (хотя их в «За канделябрами» все же достаточно), а в большей степени отобразить внутренний мир и переживания персонажей.

5 мыслей о феномене «За канделябрами» Стивена Содерберга

3. Возможно, это лучшая роль Майкла Дугласа

Каким в фильме изображен Либераче? Гомосексуальность, которая начинается с голоса, а заканчивается позицией сзади; сокрытие своей ориентации от публики; тяжелое бремя гениальности; открытость к людям и внутренний свет; колоссальный страх одиночества; и в конце концов неизбежное — старость (которую известный пианист скрывал за жесточайшими пластическими операциями) и смерть от СПИДа. Майкл Дуглас сумел идеально воплотить всю эту сложнейшую палитру своего персонажа. И будет настоящим преступлением, если актеру не выдадут как минимум парочку престижных кинонаград за проделанную работу.

5 мыслей о феномене «За канделябрами» Стивена Содерберга

4. Сентиментальный Стивен Содерберг

«За канделябрами» удивителен еще и тем, что его снял режиссер, который славится своей хирургической точностью и беспристрастностью в кадре. Содерберг неоднократно обещал забросить съемки фильмов: по его словам, «За канделябрами» — последняя полнометражная картина; в данный момент его больше интересует телевидение и живопись. Если это окажется правдой, то байопик о Либераче — идеальный прощальный жест: трогательный, простой и сентиментальный, повествующий о самом главном — о любви. Лучшего способа, чтобы уйти, и не придумаешь.

За гранью возможного

5. Фильм – приглашение к разговору или как минимум пища для размышлений

Несмотря на то что «За канделябрами» — биографический фильм о взаимоотношениях известного пианиста Либераче со своим любовником Скоттом Торсоном, в нем также поднимается ряд сквозных тем, которые инициируют если не диалог в социуме, то по меньшей мере — собственные размышления посмотревшего картину. Попробуем озвучить самые главные вопросы. Так ли важна половая принадлежность, если речь идет о настоящем чувстве любви? Где заканчивается общественная мораль и начинается «личная жизнь», в которую запрещено вторгаться другим? И какова главная идея искусства: оно должно служить высоким идеалам или же принадлежать людям, как считал Либераче?