5 мыслей о стерильности «Одинокого рейнджера»

В украинский прокат выходит «Одинокий рейнджер», новый проект, объединивший усилия создателей «Пиратов Карибского моря» — Джонни Деппа, режиссера Гора Вербински и продюсера Джерри Брукхаймера. Очередной диснеевский блокбастер за $215 млн. предлагает неоригинальный, но математически выверенный экшен о вершителе правосудия в маске и его спутнике — индейце Тонто. На oKino.ua, посмотрев «Одинокого рейнджера», решили порассуждать над тем, чем же авторы фильма собрались подкупить зрителя.

5 мыслей о стерильности «Одинокого рейнджера»

1. Дурацкий и неожиданный экшен работает на ура

К черту законы физики и к черту логику! Это же экшен! До восхищения и умопомрачения глупый. Болт, сцепляющий вагоны поезда, что мчится, можно без усилий вытянуть руками. Герои получают серьезные ранения и приходят в себя за секунду, как мультяшные Том и Джерри. Положительной героине случайно попадают камнем по лбу, когда стоящий перед ней злодей уворачивается. Режиссер Вербински вообще ориентируется на кинопродукцию для детей. Зрителя олицетворяет хрустящий орешками мальчишка, который, разинув рот, слушает рассказ старого Тонто. Никому не придет в голову воспринимать происходящее на экране серьезно. «Расслабьтесь, это все сказочка», — такие мысли возникают, когда невесть откуда появившийся белоснежный конь копытцем аккуратно расчищает значок на мундире полумертвого законника. Сказочка, да не для детей. Злодей вырезает и надкусывает у трупа сердце, а карабин валит людей массово и без разбору с первых минут фильма. «Одинокий рейнджер» — это ни в коем случае не вестерн. Это снятый в типичных для вестерна декорациях диснеевский блокбастер, стерильный, местами кровавый и с фекальными шутками.

5 мыслей о стерильности «Одинокого рейнджера»

2. Джонни Депп — наследник Чаплина

Джонни здесь — это Чарли Чаплин с мертвой птицей на голове и гримом, как у норвежских блэк-металлистов. Он играет одним лишь взглядом. Пантомима от Деппа работает безотказно, заставляя вспоминать комиков немого кино. Депп удивляется, как Бастер Китон, пугается, как Гарольд Ллойд, и танцует под свист пуль, как гуляющий по тротуару Чаплин. В то же время Тонто, которого сыграл Джонни, — это Джек Воробей, которому запретили много говорить и размахивать руками. Реплики индейца — глубокомыслие, граничащее с идиотизмом. Индивидуальность других персонажей и актеров можно и похвалить, и поругать. Никому не известного Эрми Хаммера полюбят за ясные глаза, а Рут Уилсон — за сходство с Ланой Дель Рей. Заячья губа злодея Буча отсылает к зайцам-каннибалам, которых герои встретили в прериях, а из костяной ноги Хелены Бонем Картер можно стрелять, как в «Планете страха» Родригеса.

5 мыслей о стерильности «Одинокого рейнджера»

3. Вербински что-то пытается сказать об Америке

«Одинокий рейнджер» возник ровно 80 лет назад, сначала как сериал на американском радио, потом развился в популярное телешоу и несколько неудачных киноверсий. «Что за дурацкая маска?»-то и дело спрашивают рейнджера в новом фильме. Кожаная маска-домино и правда вызывает не уважительный трепет, а ухмылку. Так Вербински отказывается от неубедительной сегодня серьезности старых фильмов. Его Одинокий рейнджер — не супергерой, а недотепа-идеалист; режиссер не иронизирует над Диким Западом, как в спагетти-вестернах, а пародирует его. Пародией кажутся и социально-исторические аллюзии в картине. Основное действие «Рейнджера» происходит в 1869 году — спустя несколько лет после Гражданской войны и отмены рабства. То ли из-за уважения к Тринадцатой поправке к Конституции США, то ли из-за боязни обидеть Обаму, рабы в «Рейнджере» есть, но это не чернокожие, а китайцы. Индейцев-команчи истребляют из-за того, что на них повесили убийство жителей деревни. А поезд, символизирующий объединение Америки, рушится.

5 мыслей о стерильности «Одинокого рейнджера»

4. Музыка бодрит сильнее истории

Когда два часа фильма уже позади, а зрителя надо разбудить перед кульминацией, увертюра к опере «Вильгельм Телль» подойдет как нельзя лучше. Сочиненная Джоаккино Россини мелодия была главной темой старых радио- и телешоу об Одиноком рейнджере. Сейчас же, когда эта музыка звучит в рекламе овощей, она подчеркивает комизм и гротеск экшена. Тонто крутится на лестнице, высунутой из поезда, мальчишка стреляет в бандита ягодами из рогатки, а рейнджер Джон Рейд скачет на белом коне по крышам вагонов. И все это под знакомый бодрый мотив. В итоге последняя битва хороших с плохими — один из самых веселых эпизодов в фильме. Чаще всего за кадром звучат сочинения Ханса Циммера — человека, который безошибочно напишет подходящий настроению сцен саундтрек.

5 мыслей о стерильности «Одинокого рейнджера»

5. Кинолокомотив в будущее

«Это поезд, который едет в будущее», — говорит Джон Рейд за секунды до того, как на него направят дюжину стволов. За месяц до премьеры продюсер Брукхаймер сказал, что надеется снять сиквел «Рейнджера». А продолжать есть что: многие сюжетные линии остаются незаконченными. Во-первых, Хелена Бонем Картер появляется в фильме всего на пару минут. Во-вторых, зрителю явственно дают понять, но не говорят точно, что племянник Рейда может оказаться его сыном. В-третьих, выбор, который главный герой делает в финале, намекает на сиквел самым беспардонным образом. Прогнозировать успех «Одинокого рейнджера» в американском бокс-офисе очень сложно, как и перспективность планируемой франшизы. С одной стороны, авторы фильма перестраховались от провала, драматургически точно сконструировав картину и насытив ее визуально. С другой стороны, зрителя приманивают так расчетливо и бездушно, что заметившие это первыми американские кинокритики безжалостно разгромили ленту. Плохая пресса мало влияет на рядового зрителя, но «Рейнджер» все равно рискует повторить громкое фиаско «Джона Картера», испортившее настроение менеджменту Walt Disney. К Украине это не относится: «Рейнджер» здесь станет хитом.