Гид по Одесскому кинофестивалю: фильмы, события, мастер-классы

На этой неделе стартует 4-й Одесский кинофестиваль. В нынешнем году традиционно ожидается большое количество премьер, целая серия интересных мастер-классов и показы под открытым небом. Чтобы не потеряться во всем этом разнообразии, oKino.ua составило собственный гид по главным событиям фестиваля.

Гид по Одесскому кинофестивалю: фильмы, события, мастер-классы

1. Новый фильм Киры Муратовой

Главное событие фестиваля — это украинская премьера фильма «Кинопробы. Однокурсники» («Вечное возвращение»). Кира Муратова — наше национальное достояние. Причем это звание она заслужила не в кулуарах, а непосредственно своими работами. Что символично: нынешний год вообще можно считать годом Муратовой. В январе на престижном Роттердамском кинофестивале прошла большая ретроспектива ее картин. Ранние фильмы режиссера продемонстрировали и на фестивале в Карловых Варах. А в Москве, где недавно показали «Вечное возвращение», большинство критиков были едины во мнении, что это одна из знаковых работ Муратовой.

Плюс: «Приморский бульвар» (программа «Специальные показы»)

Гид по Одесскому кинофестивалю: фильмы, события, мастер-классы

2. Биографический фильм Алехандро Ходоровского

«Танец реальности» — это долгожданное возвращение классика психоделического кино. Кроме того, это и самый личный фильм режиссера, где рассказывается о его детстве и взрослении. Потомок эмигрантов из Украины и Белоруссии, Ходоровский долго не мог запустить этот фильм. Он искал продюсеров, деньги, собирал средства через краудфандинг. В результате — премьера картины состоялась в Каннах, где критики отметили традиционную для режиссера фантазийность, красочность и запоминающиеся образы. А также не удержались от сравнения ленты с «8 с половиной» Феллини.

Плюс: «Рассказ о детях и кино» (Специальные показы)

Гид по Одесскому кинофестивалю: фильмы, события, мастер-классы

3. Ретроспектива Сергея Параджанова

В основном конкурсе Одесского кинофестиваля покажут биографический фильм о Параджанове. И это будет отличным дополнением к основному блюду — ретроспективе режиссера, нашедшего в Украине свой второй дом. Именно здесь Параджанов снял «Тени забытых предков», ставший для него первым знаковым фильмом. После созданы «Киевские фрески», «Цвет граната». Были также преследования властей, тюрьма, множество трагических историй. Одесская ретроспектива — это отличная возможность по-новому взглянуть на фильмы Параджанова или же и вовсе — удачный шанс наконец-то познакомиться с его наследием.

Плюс: «Верность» (Специальные показы)

Гид по Одесскому кинофестивалю: фильмы, события, мастер-классы

4. Мир Роджера Кормана

Икона американского независимого кинематографа и главный трэш-режиссер Америки. Человек, открывший Мартина Скорсезе, Френсиса Форда Копполу и Монте Хеллмана. Великий авантюрист от кино и просто славный парень. Все это о режиссере и продюсере Роджере Кормане. В этом году он лично посетит Одесский фестиваль, где проведет мастер-класс. А в рамках специальных показов будет представлена документалка о нем — «Мир Кормана».

Плюс: «Порочные игры» (Гала-премьеры)

Гид по Одесскому кинофестивалю: фильмы, события, мастер-классы

5. «Перед полуночью» Ричарда Линклейтера

Один из главных американских инди-фильмов года или, по крайней мере, одна из самых ожидаемых картин из США. «Перед полуночью» — это заключительная (хотя, как говорится, возможны варианты) часть трилогии, начатой фильмами «Перед рассветом» и «Перед закатом». Эта серия камерных картин знакомит с историей двух людей — американца (Итан Хоук) и француженки (Жюли Дельпи). Зрители увидят их первую встречу в поезде и день, проведенный в Париже, станут свидетелями их случайного воссоединения спустя девять лет и совместной жизни. Вся трилогия очень биографична, сами актеры в ней писали себе диалоги, и каждый то и дело рассказывал в лентах о каких-то личных переживаниях или мечтах. Плюс за эти почти двадцать лет на наших глазах буквально происходило их взросление и становление. Что, в свою очередь, делает этот фильм неким документальным слепком жизни актеров.

Плюс: «Когда я умирала» (Гала-премьеры)

Гид по Одесскому кинофестивалю: фильмы, события, мастер-классы

6. Ретроспектива Майкла Уинтерботтома

Уинтерботтом — самый плодовитый и разносторонний режиссер Британии. В его фильмографии есть и традиционные британские кухонные драмы, и классические экранизации, и культовые фильмы со Стивом Кугэном, и политические триллеры с Анджелиной Джоли. В Одессе покажут пять фильмов режиссера, представляющих ту или иную его ипостась. Причем среди них особо стоит отметить новую работу Уинтерботтома — комедию «Король Сохо».

Плюс: «Должник» (Международная конкурсная программа)

Гид по Одесскому кинофестивалю: фильмы, события, мастер-классы

7. «Камилла Клодель, 1915»

Премьера «Камиллы Клодель, 1915» состоялась в начале года на Берлинском кинофестивале. Там фильм вызвал полярные реакции — от восторга и шока до полного презрения и неприятия. Новая лента главного французского натуралиста Дюмона — это биографическая история известного скульптора и музы Огюста Родена, которая по воле своего брата оказалась заточенной в психиатрической лечебнице. Один из главных экспериментов картины — реальные больные, в окружении которых и должна была играть исполнительница главной роли Жюльет Бинош.

Плюс: «Лавлэйс» (Гала-премьеры)

Гид по Одесскому кинофестивалю: фильмы, события, мастер-классы

8. Ульрих Зайдль и его трилогия

Австрийца Зайдля очень ценит фестивальная кинообщественность. Его фильмы регулярно вызывают оживленные дискуссии и споры. Зайдль любит снимать сверхнатуралистические картины о представителях среднего класса Западной Европы (зачастую толстых и инфантильных). С иронией и сарказмом он показывает бессмысленность их существования и странные нравы. В Одессе Зайдль лично представит свой последний фильм «Рай: Надежда» (это заключительная часть его трилогии о женщинах и их поисках любви — через религию, секс и телесность). А также проведет мастер-класс.

Плюс: «Показательный процесс: история Pussy Riot» (Фестиваль фестивалей)

Гид по Одесскому кинофестивалю: фильмы, события, мастер-классы

9. «Пена дней» Мишеля Гондри

Экранизация одноименного романа Бориса Виана о грустной истории любви, происходящей в волшебном мире фантазий. Гондри всегда казался идеальной кандидатурой на работу с наследием Виана. Его фильмам также обычно свойственен абсурд, инфантильность и меланхолия. Исходя из этого, «Пена дней» имеет все шансы стать самым совершенным и успешным фильмом режиссера. В пользу последнего говорит и наличие в картине двух главных лиц французского кино последнего десятилетия — актеров Ромена Дюриса и Одри Тоту.

Плюс: «Окончательный монтаж — дамы и господа!» (Фестиваль фестивалей)

Гид по Одесскому кинофестивалю: фильмы, события, мастер-классы

10. «Элитное общество» Софии Копполы

Новый фильм Копполы вызвал большой ажиотаж в Каннах до его показа и странное молчание — после. Картину тут же поспешили назвать девчоночьим ответом «Отвязным каникулам» Хармони Корина и дружно отметили, что это первый опыт Копполы в кино по другую сторону звездной жизни. «Элитное общество» — основанная на реальных событиях история о группе подростков, грабивших дома голливудских знаменитостей. А одну из главных ролей здесь играет повзрослевшая звезда «Гарри Поттера» Эмма Уотсон.

Плюс: «Страсти Дон Жуана» (Гала-премьеры)

Гид по Одесскому кинофестивалю: фильмы, события, мастер-классы

11. Мастер-класс Иржи Менцеля

Чешский режиссер Иржи Менцель проведет в Одессе мастер-класс под условным названием «Снимать комедию — это вам не шутки». И в этом смысле Менцелю действительно есть о чем рассказать. Свои первые фильмы он начал снимать еще в 60-х годах, пережил советское вторжение в 1968-м, развал Чехословакии. Менцель всегда снимал абсурдные и саркастические картины, в которых тонко высмеивал нравы своей страны и многочисленные диктатуры. Помимо встречи с режиссером, в Одессе также покажут его знаковый фильм «Поезда под пристальным наблюдением».

Плюс: мастер-классы Йоса Стеллинга и Эмира Кустурицы

Гид по Одесскому кинофестивалю: фильмы, события, мастер-классы

12. Новые фильмы Франсуа Озона и Паоло Соррентино

Озон и Соррентино — два больших европейских арт-режиссера, фильмы которых регулярно показывают в Каннах. В этом году каждый из них представил там свои последние работы, которые оказались созвучны. В картине «Всего 17» Франсуа Озон довольно неожиданно создал современный вариант «Дневной красавицы» Бунюэля — историю о молодой девушке, подрабатывающей проституткой. Соррентино также рассказывает о странных нравах в современном мире. Однако, в отличие от ленты Озона, повествующей о роскошной жизни, увиденной через замочную скважину, в его «Великой красоте» мир богатых и красивых показан изнутри, глазами уставшего писателя-буржуа.

Плюс: «Лучшее предложение» (Гала-премьеры)

Гид по Одесскому кинофестивалю: фильмы, события, мастер-классы

13. Украинская панорама

Украинское кино все еще находится в зачаточном состоянии, но ростки каких-то будущих свершений, если захотеть, можно отыскать уже сегодня. Например, в трех специализированных программах Одесского фестиваля. Первая из них — конкурс полного метра, где соперничать будут четыре фильма (особенно отмечаем «Делириум» Игоря Подольчака). Вторая — конкурс короткого метра, с традиционными «Ядерными отходами» Слабошпицкого, ставшими уже национальным достоянием. И наконец, третья — программа «Одесские кинематографисты представляют», где наряду с короткометражками присутствует загадочный детский фильм с волшебником ГорянскимВолшебные истории: Эликсир доброты»).

Плюс: «Синевир» (Украинские гала-премьеры)

Гид по Одесскому кинофестивалю: фильмы, события, мастер-классы

14. Фильм Мурнау на открытом воздухе

Показы немого кино на открытом воздухе в сопровождении симфонического оркестра — традиционное мероприятие Одесского кинофестиваля. В прошлом году на Потемкинской лестнице можно было посмотреть «Огни большого города» Чарльза Чаплина, в этом — «Восход солнца» Фридриха Вильгельма Мурнау, большой шедевр, повлиявший впоследствии на многих выдающихся режиссеров.

Гид по Одесскому кинофестивалю: фильмы, события, мастер-классы

15. Новое российское кино

Ходит легенда, что российское кино сегодня на подъеме. Дескать, фильмы стали более мастеровитыми, темы — разнообразными, а зрительский интерес — повышенным. Пик подобных разговоров приходится на главный фестиваль России — «Кинотавр». После чего все снова дружно начинают ругать местное кино или просто его игнорировать. Однако, как бы там ни было, программа российского кино — традиционная секция на украинских фестивалях. И в Одессе, так же как и на «Молодости», наш зритель может сам составить свое мнение о главных российских картинах года. На Одесском кинофестивале отмечаем новые ленты Бориса Хлебникова и Алексея Федорченко, а также неожиданного участника последних Канн — фильм «Майор» молодого режиссер Быкова.

Плюс: «Географ глобус пропил» (Международная конкурсная программа)