Украинское кино давно существует в состоянии пациента, чье состояние то улучшается, то ухудшается, но которому до выписки очень далеко. Тем не менее каждый год дает нам свои надежды на будущее. Так, на последний ОМКФ в национальный конкурс пришло рекордное число заявок — около двухсот, из которых фестивальный зритель увидел почти тридцать полнометражных и короткометражных украинских фильмов. Причем среди множества проходных работ, были и весьма достойные картины. В oKino.ua, отсмотрев украинские ленты в Одессе, отметили для себя пять режиссеров, уже сегодня готовых творить дальнейшую историю нашего кинематографа.
51-летний львовянин Подольчак, наконец, показал на родине свою вторую картину «Делириум» — фильм-галлюцинацию, запутанную историю сумасшествия в чопорной галицкой семье. Возможно, сюжет и идея фильма «Делириум» покажется многим излишне сложными, но эта лента, безусловно, обладает высокими художественными достоинствами. Кинодебют Подольчака «Менины» был первым украинским фильмом в конкурсе Роттердамского кинофестиваля и хоть ничего и не выиграл, но режиссер получил поддержку от голландского Фонда Хуберта Балса для своей следующей киноработы. Фильмы Подольчака невозможно поместить в местный киноконтекст: он стоит особняком от самопровозглашенных «украинских злых» и от конъюнктурщиков вроде авторов «Параджанова». Подольчаку и не надо ни к кому примыкать: он признанный художник, сделавший себе имя еще двадцать лет назад, когда его графику показали на первой в истории арт-выставке в космосе.
Впервые выпускник Киевского киноинститута Васянович заявил о себе почти десять лет назад благодаря снятой на потертую черно-белую пленку короткометражной документалке «Проти сонця». Фильм о герое, который постиг смысл жизни, занимаясь гончарством, завоевал симпатии на нескольких западных кинофестивалях. На сегодня Васянович снял уже два больших метра — «Обычное дело» и «Креденс». Режиссера интересует современный украинец — безвольный разочарованный мужчина средних лет, окруженный унылым бытом и сластолюбивыми женщинами. Картины Васяновича не лишены горького юмора и социальной сатиры. Фильму «Обычное дело» удалось прорваться в украинский прокат и предсказуемо провалиться. «Креденс» пока что успел отхватить в Одессе награду Международной федерации кинопрессы и вполне теплые отзывы публики.
Недавний выпускник университета имени Карпенко-Карого обратил на себя внимание своей дипломной работой «Очерет». Реалистическая история о неизлечимо больном отце, пытающемся найти того, кто позаботится о его дочери-инвалиде, вошла в проект «Украина гудбай». Следующий фильм Батицкого — «Уроки украинского» — расхвалили заочно, когда был готов лишь сценарий. Получившееся в итоге кино — жесткая символическая история о шахтерском городке, чьи жители деградировали до уровня звериной жестокости. Главный герой побеждает зло аналогичным насилием. Батицкий создал морально спорный и щепетильный по отношению к Донбассу фильм, который тем не менее завораживает фантастически снятыми туманными терриконами и гиперреальной мрачной атмосферой. На ОМКФ «Уроки украинского», как и «Креденс», были отмечены Международной федерацией кинопрессы.
Как и многие его коллеги, Матвиенко годами работал в рекламе. Тем более удивляет, насколько его фильмы контрастируют с лоском коммерческих видео. Сразу две работы Матвиенко — «Как казаки в космос полетели» и «Свидание» — вошли в альманах «Украина гудбай», выпущенный в прокат осенью прошлого года. «Свидание» было снято всего за $800. Фильм открывал киноподборку, шокируя зрителей обилием украинской непристойной лексики: главная героиня ленты подрабатывает в службе секса по телефону. Самый преданный клиент звонит ей прямо из зоны боевых действий где-то на Востоке. Помимо участия в национальном конкурсе ОМКФ, фильм «Свидание» представлял Украину на крупнейшем в мире фестивале короткометражного кино во французском городе Клермон-Ферран. Напряжение и максимализм в сочетании с лаконичностью и эмоциональной отстраненностью — основные черты режиссерского стиля Матвиенко.
Его «Дорога» стала лучшей украинской короткометражкой на ОМКФ. Это драма о мальчике, который сбегает от матери к живущему в другом городе отцу. Ради этого, он прикидывается парализованным и цепляет инвалидное кресло к первому попавшемуся грузовику. Чтобы найти деньги на опасный эпизод с залитой ливнем магистралью, создатели фильма обратились в Фонд Рината Ахметова. Подростков сыграли воспитанники интерната, исполнителя главной роли позже усыновили американцы. За плечами у постановщика «Дороги» — множество рекламных роликов, участие в конкурсе кинофестиваля в Локарно и клипы для ТНМК и Джамалы. Признание его последней киноработы — значительный аванс для автора, учитывая, что часть из того, что Ксёнда рассказывал журналистам о содержании фильма, на экране не особо читается.
в цьому опусі знову ж, як і в багатьох інших, не пояснено чому той або інший режисер із обраних є "самим перспективним". я не "за" і не "проти" їх імен. мене дратує ваша "отсебятина", "смаковщина" і безапеляційність. кожне твердження треба підкріплювати чіткими і зрозумілими аргументами бо ви просто викликаєте сміх))).
за якими критеріями ви можете оцінити перспективність режисера, окрім підсумку вже наявного творчого доробку та, у випадку нашого кіноруху, фестивального успіху? Якби це вимірювалося математично, то жоден фільм би не провалювався у прокаті. Напишіть, які критерії ви хочете бачити, і власний перелік найперспективніших, тоді ваші зауваження матимуть підстави
Несказанно рада тому, что и у нас появляются перспективные режиссеры. Теперь осталось, чтобы и спонсоры у их проектов находились, чтобы работы не страдали от отсутствия финансирования.
А Любомир Левиький що не тягне ?
на щось більше, ніж не найбільш вправне наслідування кадр у кадр голівудського кіно, - точно не тягне