5 мыслей об «Элизиуме» Нила Бломкампа

В украинский прокат вышла вторая работа южноафриканского режиссера Нила Бломкампа «Элизиум». После успеха его дебютной картины «Девятый округ» все ждали если не нового откровения, то хотя бы крепкого sci-fi фильма. Однако все вышло с точностью до наоборот: после показа разочарование у многих граничило с нескрываемой обидой. В oKino.ua решили разобраться, почему так вышло и что ждет дальше самого постановщика.

5 мыслей об «Элизиуме» Нила Бломкампа

1. Умирающая планета как новый тренд

Похоже, в Голливуде определились с самой трендовой темой последних лет. На смену сказочным сюжетам пришли картины о печальном будущем Земли. Здесь наша планета находится на грани гибели, а люди окончательно разделены на богатых и бедных. Первые живут в роскоши и достатке, вторые — оказываются буквально на самом дне. Возможно, это и есть важный отклик на современность, где все уже давно движется к подобному. Ключевым фильмом здесь, конечно, стал «Темный рыцарь», у которого Бломкамп, кажется, позаимствовал образ главного злодея (Бэйна).

5 мыслей об «Элизиуме» Нила Бломкампа

2. Бломкамп не умеет ставить экшен-сцены

Однако, Бломкамп все же не Кристофер Нолан. В его «Девятом округе» было немного сцен с действием. Куда важнее оказалась атмосфера и мир, созданный режиссером. В «Элизиуме» большая часть истории строится на экшене. В его показе Бломкамп выбирает самый прямолинейный путь — субъективную камеру, которая постоянно дрожит и вроде бы дает возможность зрителю ощутить себя в шкуре героя. Вот только выдержать такое совсем не просто. Это похоже на катание на американских горках, где тебя также бьют битой по голове, рядом кричат десятки обезумевших людей, а в конце кто-то с ехидной улыбкой спрашивает: «Ну что, удалось рассмотреть, какая красота вокруг?»

5 мыслей об «Элизиуме» Нила Бломкампа

3. Плохой парень снова выглядит лучше всех

«Сыграть по-настоящему плохого парня — мечта любого актера», — заявил однажды Энтони Хопкинс. На счету Хопкинса десятки больших ролей, но все помнят его исключительно как Ганнибала Лектера. Здесь мы можем вспомнить еще и Хита Леджера с его Джокером, Тома Харди и Бэйна, а также Бенедикта Камбербэтча в «Стартреке». Так вот, в полку крутых плохих парней прибыло. Безумный наемник Крюгер в исполнении Шарлто Копли — один из главных злодеев года и лучшее, что есть в «Элизиуме». Причем именно концовка фильма, где он выходит на ведущую роль, оказывается в результате самой смотрибельной.

5 мыслей об «Элизиуме» Нила Бломкампа

4. Проблема второго фильма

В мире кино есть такая проблема: сняв достойную первую картину, не упасть в грязь лицом со второй. В дебютной работе режиссер, как привило, имеет неограниченную свободу, скромный бюджет дает возможность экспериментировать, а миллионы идей так и просятся наружу. Подобное было в «Девятом округе», снятом в Йоханнесбурге. В «Элизиуме», который Нил Бломкамп уже делал в Голливуде, от свободы не остается и следа. Режиссеру нужно не просто подтверждать свое реноме, но и угождать голливудским боссам. Бломкампу, похоже, не удалось ни первое, ни второе.

5 мыслей об «Элизиуме» Нила Бломкампа

5. Бломкамп должен вспомнить урок Линча

После успеха дебютного фильма «Голова-ластик» Дэвид Линч перебрался в Голливуд и поставил там «Человека-слона» и «Дюну» — две крайне неоднозначные картины. После Линч смекнул, что работать на большие студии — это не для него, и стал одним из лучших режиссеров современности. Однако таких примеров крайне мало. Чаще всего за успешным дебютом идет переход на студии и долгое падение вниз к дурацким фильмам ни о чем. Что будет с Бломкампом дальше — сейчас сказать сложно. Ясно одно: режиссеру нужно бежать от больших экшен-лент, так как ни к чему хорошему это его явно не приведет.