О каждом, кто имеет отношение к кинематографу, сложены увлекательные истории, которые навсегда остаются за пределами обычных биографий. Порой из этих рассказов об истории кино можно узнать больше, чем из сухих подборок фактов. В честь Дня Независимости Украины в oKino.ua собрали десять самых интересных и малоизвестных баек, связанных с отечественным кино и его деятелями.

1. Как Довженко сидел на скатерти

В 1930 году Александр Довженко проводил творческую встречу с киевскими студентами-кинематографистами. В зале был аншлаг. Зайдя в помещение, он подошел к столу и недовольно обратился к присутствующим: «Как вы можете здесь сидеть?». Студенты недоуменно молчали. «Я спрашиваю, как вы можете здесь сидеть? Вы будущие режиссеры и операторы, вы должны замечать все, — продолжал Довженко. — Неужели никого не волнует, что плакат висит криво?». Плакат за его спиной действительно висел неровно, но постановщик и сам допустил одну оплошность. «А на столе сидеть разве можно?» — крикнул кто-то из зала. Оказалось, что Довженко не заметил, как сел на накрытый скатертью стол. Режиссер смутился на мгновение, потом рассмеялся. «Справедливое замечание», — сказал он и начал лекцию.

2. Как Миколайчука «наши» аргентинцы встречали

Иван Миколайчук ездил представлять «Тени забытых предков» на аргентинский кинофестиваль в Мар-дель-Плата. На показе присутствовали представители многочисленной украинской диаспоры. В один из фестивальных дней в гостиницу к Миколайчуку пришло человек пятнадцать местных священников. Один из них обратился к актеру по-украински: «Откуда ты родом, сынок?». «Из Черновицкой области». — «А точнее?» — «Кицманский район». — «Из какого села?» — «Из Чертории». Тогда священник рассказал, что его садовник оттуда же, и расспросил, где родная хата Ивана и кто его соседи. «Дом попа был возле нас», — ответил актер. «И где же тот поп теперь?» — «Не знаю». — «Он перед тобой, сынок». Собеседником Миколайчука оказался один из высокопоставленных аргентинских священнослужителей.

3. Как Параджанов с оператором на дуэли стрелялся

Во время съемок в Карпатах «Теней забытых предков» Сергей Параджанов и оператор Юрий Ильенко ужасно конфликтовали. Во время очередной ссоры Ильенко бросил режиссеру: «Завтра в шесть утра ты умрешь. Я вызываю тебя на дуэль. Стреляться будем с шести шагов». «Стреляться будем с гуцульских пистолей... через жопу», — ответил Параджанов. Оружие взяли у одного из местных. Ильенко сам сделал картечь из чая и листов режиссерского сценария. На дуэль пришли с секундантами: Параджанов со своим ассистентом, Ильенко — с женой Ларисой Кадочниковой и директором киностудии. Встречу назначили на старом мосту над Черемошем. Только Ильенко ступил на него, как вода снесла часть балок, а самого оператора пришлось вытаскивать из воды. Дуэль сорвалась.

4. Как Ступка с Кадочниковой эротику играли

Во время съемок «Белой птицы с черной отметиной» Богдану Ступке и Ларисе Кадочниковой все никак не удавалось сыграть сцену в постели. Режиссер Юрий Ильенко дал команду: «Любите друг друга». А Кадочникова тогда была замужем за постановщиком, потому и она, и Ступка не могли избавиться от смущения. Во время перерыва между дублями актеры пошли в буфет и выпили коньяка для храбрости: Ступка граммов пятьдесят, его партнерша — вдвое меньше. Только тогда артисты раскрепостились, а эпизод решили снимать так: Кадочникова оставалась в ночной рубашке, Богдана Сильвестровича же раздели по пояс. Ступка позже вспоминал об этом, как о «стриптизе по-советски». На съемки сбежалось полстудии: эротические сцены были в диковинку. Хотя сегодня эти кадры выглядят более чем невинно.

5. Как Балаян сорвал спектакль своей матери

Роман Балаян рассказывал, что решил снимать фильмы под влиянием творческой атмосферы, царившей в семье. В его памяти навсегда остался случай из детства. Мать режиссера пела в аматорских операх и почему-то всегда исполняла мужские партии. Маленький Роман часто ждал ее в партере. Как-то раз актриса играла в постановке «Ануш» возлюбленного главной героини. По сюжету, брат Ануш должен был убить его. Как только Роман увидел, что в его маму целятся из пистолета, то закричал. Актриса в этот момент упала согласно роли, а мальчик бросился к ней. Они обнялись и плакали прямо на сцене, спектакль был сорван.

6. Как Чаплин восторгался Донбассом

Режиссер Дзига Вертов лично привозил в Великобританию первую звуковую советскую документальную ленту «Энтузиазм: Симфония Донбасса». На следующий день после премьеры к Вертову пришел незнакомец. Это был посыльный от Чарли Чаплина, который приглашал советского документалиста в гости с демонстрацией «Энтузиазма». Чаплин очень эмоционально реагировал на фильм о трудовых подвигах украинских рабочих: много комментировал, подпрыгивал. Позже знаменитый комик передал Вертову хвалебную записку, назвав увиденную картину «одной из самых волнующих симфоний», которые он когда-либо слышал. Отзыв позже перепечатали в мировой прессе, а Чаплин, отвечая на анкету издания «Times», признал «Энтузиазм» лучшим фильмом 1931 года.

7. Как «Того, кто прошел сквозь огонь» везли в Антарктиду

Режиссер Михаил Ильенко лет сорок увлекается парусным спортом. Когда в работе над фильмом «Тот, кто прошел сквозь огонь» возникла пауза, он забросил преподавание в киновузе и отправился с друзьями в кругосветную экспедицию на яхте «Купава». Постановщик рассчитывал, что доберется до Антарктиды, — там он хотел отснять кадры, которые в ленте использовал бы для эпизодов в Канаде. Ильенко захватил с собой аппаратуру и шинель главного героя. Но доплыть до континента летом яхте не удалось, поэтому по совету друзей режиссер сделал остановку в Аргентине. В Андских горах Ильенко снял один-единственный кадр, но ради него, как он потом вспоминал, стоило плыть через полмира.

8. Как Мишель Гондри заботился об украинском кино

В 2011 году фильм Марины Вроды «Кросс» стал лучшей короткометражной работой Каннского кинофестиваля. Украинская картина впечатлила главу жюри — Мишеля Гондри. Он предложил Вроде выпить шампанского и спросил: «А вы точно не убьете себя этой наградой?». Француз хотел удостовериться, что молодой режиссер будет работать над собой и после получения престижной премии. «Нет, я буду трудиться! Я давно так решила!» — ответила Врода. «Ну, хорошо, давайте!» — напутствовал Гондри напоследок. Сейчас Врода наконец занимается своим полнометражным дебютом — фильмом «Степное».

9. Как «новый украинец» помог «Молодости»

Первый кинофестиваль «Молодость» в независимой Украине состоялся в 1992 году, когда сменилась команда организаторов. Комсомол, спонсировавший «Молодость» раньше, перестал существовать, и новому директору фестиваля Андрею Халпахчи нужно было искать деньги на его проведение. Помощь от государства удалось получить только после того, как директор выступил со скандальной речью на единственном в то время национальном телеканале. Но средств все равно не хватало. Халпахчи помог случай. На Крещатике к нему подъехала дорогая иномарка, оттуда вышел мужчина. Оказалось, что это бывший студент Халпахчи (тот раньше преподавал в строительном институте), ставший бизнесменом. Поговорив со своим учителем, он и предложил немного денег для фестиваля.

10. Как Госкино фильм о Чернобыле запрещало

Мирослав Слабошпицкий, лауреат кинофестиваля в Локарно за поставленный в Зоне отчуждения фильм «Ядерные отходы», задумывал снять подобную картину еще в конце 90-х годов. Режиссер в течение года ездил в Чернобыль, в результате написал сценарий «Чернобыльский Робинзон», получивший приз на литературном конкурсе. Слабошпицкий понес свой текст в Госкино Украины, чтобы получить поддержку. Но ответ Анны Чмиль, тогда главы ведомства, был краток: «Только не Чернобыль». В итоге проект Слабошпицкого остался в плане Госкино, но без указания названия. Фильм на тему радиации режиссер сделал уже десятилетие спустя.