Как известно из теории, в кино существует всего 36 драматических ситуаций, которые в многообразных вариациях повторяются в различных картинах. Кроме этого, есть и так называемые бродячие сюжеты, которые кочуют из фильма в фильм, появляясь с небольшими изменениями. В oKino.ua решили вспомнить наиболее популярные из них: от истории о Дракуле до легенды об Иисусе Христе.

Дракула

Вампир Дракула, придуманный Брэмом Стокером еще в конце XIX века, стал любимым персонажем кинематографистов. Впервые роман экранизировали в России в 1920 году, однако эта версия считается утерянной. Вторая попытка — венгерский фильм «Дракула» (1921), от которого остались лишь отдельные кадры. Так что первый «доживший» до наших дней экранный Дракула — это монстр в картине «Носферату, симфония ужаса» (1922). С тех пор по мотивам произведения было создано множество лент, так или иначе эксплуатирующих сюжет романа.

Робин Гуд

Робин Гуд — еще один персонаж, образ которого широко растиражирован в литературе и кинематографе. Впервые на киноэкраны герой средневековых английских баллад попал в 1922 году, когда американцы сняли одноименную картину. Среди экранизаций легенды о добром разбойнике можно встретить как светлые и мрачные романтические саги, так и откровенные пародии вроде ленты «Робин Гуд: Мужчины в трико» (1993). Всего киноадаптаций сюжета о Робин Гуде существует около 20, а самой известной из них стал фильм «Приключения Робин Гуда» (1938), который получил три премии «Оскар».

Дон Кихот

Образ Дон Кихота также один из самых популярных в мировой культуре. Сюжет о сумасбродном рыцаре, созданный испанским писателем Мигелем де Сервантесом, не единожды использовался в кинематографе: он лег в основу около 40 картин и мультфильмов. Первая экранизация осуществлена французами в 1903 году («Дон Кихот»), а последней стал испанский арт-фильм «Рыцарская честь» (2006). Правда, широкого признания ни один из существующих киновариантов не получил. Если среди фильмов, например, о Дракуле насчитывается множество культовых, то Дон Кихоту в этом плане пока не повезло.

Белоснежка

Известная сказка братьев Гримм впервые появилась на экранах в 1916 году. Именно эта немая картина и вдохновила Уолта Диснея на свою версию — мультфильм «Белоснежка и семь гномов» (1937). Сюжет этого произведения продолжает будоражить воображение режиссеров и сегодня. Чаще всего, создавая на его основе как фильмы ужасов («Белоснежка: Страшная сказка», 1997), так и комедии («Белоснежка: Месть гномов», 2012), они стараются по-новому взглянуть на старую историю. Последней лентой, снятой по мотивам сказки, стал фэнтезийный приключенческий фильм «Белоснежка и охотник», превративший знаменитый сюжет в эпический боевик.

Золушка

История о Золушке на хорроры и пародии постановщиков пока не вдохновила. Зато воодушевила на создание нескольких вариаций этой прославленной сказки. Первой и наиболее близкой к литературному изложению Шарля Перро стала советская «Золушка» (1947). А вот вариант братьев Гримм воплотился в чешско-немецком фильме «Три орешка для Золушки» (1973). Но поскольку смотреть одно и то же совсем не интересно, а взглянуть по-новому на любимую сказку всегда приятно, то в сюжеты мультфильмов «Золушка» (1949) Уолта Диснея и «Новые приключения Золушки» (2006) авторы привнесли уже собственные элементы.

Одиссей

Одиссею в кино уделяли внимание несколько режиссеров, и, разумеется, у каждого из них получился собственный взгляд на этот образ. Если итальянские киноработы — «Приключения Одиссея» Марио Камерини (1954) и одноименный мини-сериал (1968) Франко Росси — стали достаточно точными экранизациями Гомера, то телефильм Андрея Кончаловского «Одиссея» (1997), снятый в США, а также лента Терри Ингрэма «Одиссей и остров Туманов» (2008) являются скорее свободными фантазиями по мотивам произведения. К фильмам об Одиссее относят и картину «О, где же ты, брат?» (2000) братьев Коэн, но там отсылка к гомеровскому герою и вовсе условна.

Геркулес

Полюбился постановщикам и образ древнегреческого героя Геракла. Фильмы о нем существуют как для взрослых — «Подвиги Геракла» (1957) и «Геркулес» (1983), так и для детей. Студия Диснея, к примеру, сняла анимационный сериал «Геркулес» (1997) и одноименный полнометражный мультфильм (1998). Прекрасно прижился образ отважного героя и в сериале для взрослых «Удивительные странствия Геракла», который представляет собой свободную интерпретацию мифов о Геркулесе и выходил на экраны целых четыре года, продержавшись шесть сезонов.

Ромео и Джульетта

Шекспировская трагедия о юных влюбленных привлекла внимание режиссеров едва ли не с самого рождения кино: первый фильм «Ромео и Джульетта» был снят в 1900 году. С тех пор эту историю переносят на большой экран с завидной периодичностью — как минимум раз в несколько лет. Всего лент о Ромео и Джульетте насчитывается более 50, и в разные годы их играли звезды первой величины — от Теды Бары до Леонардо ДиКаприо. Кстати, именно экранизация с ДиКаприо «Ромео + Джульетта» (1996) База Лурмана на сегодняшний день является самой популярной среди молодежи. В целом же достойных киноадаптаций Шекспира масса, лучшей из которых остается «Ромео и Джульетта» 1968 года, получившая две премии «Оскар».

Гамлет

Гамлет — роль, о которой мечтает каждый актер. Первую роль Гамлета сыграла... Сара Бернар в картине «Дуэль Гамлета» (1900). С тех пор эта шекспировская трагедия экранизировалась не менее 40 раз, а самой известной лентой по ней стал фильм «Гамлет» (1948) Лоуренса Оливье, в котором он же и перевоплотился в принца датского. Другие значимые киноверсии создали Григорий Козинцев (1964), Франко Дзеффирелли (1990), Кеннет Брэна (1996).

Иисус

Иисус Христос — еще один вечный образ, к которому не раз обращались киношники. Первыми его воплотили на экране родоначальники кинематографа братья Люмьер в фильме «Жизнь и страсти Христа» (1897). Киноработ по мотивам библейской истории снималось немало, однако самой скандальной лентой стало «Евангелие от Матфея» (1964) Пьера Паоло Пазолини. Решение Пазолини, открытого гомосексуалиста и провокатора, экранизировать Евангелие вызвало бурю возмущения. Но, несмотря на это, картина, хоть и подана с марксистско-католической точки зрения, получилась довольно целомудренной. Шквал протеста вызвала и вольная трактовка библейского текста «Последнее искушение Христа» (1988) Мартина Скорсезе. Среди других наиболее известных лент — мюзикл «Иисус Христос — Суперзвезда» и драма «Страсти Христовы» (2004) Мэла Гибсона.