Фильмы в жанре «пеплум» появились еще в начала прошлого века, хотя пик их популярности пришелся на 60-е годы. В 2000-м жанр был воскрешен Ридли Скоттом с его «Гладиатором» и сериалом «Спартак». Сейчас пеплумы снова на пике. Совсем недавно на экраны вышли «Помпеи», а на этой неделе в кинотеатрах стартует «300 спартанцев: Расцвет империи». К этому событию oKino.ua вспоминает пять самых важных фильмов жанра.

Мацист в Аду

Пеплумы — это исторические фильмы, которые сочетают в себе античные, библейские сюжеты и масштабные батальные сцены. «Мацист в Аду» — одна из первых подобных лент, которая может дать фору многим современным хитам. Главная фишка этого немого фильма — безумная фантазия сценаристов. Главный герой — Мацист — вступает в схватку с армией Дьявола, бес Барбариччья пытается перетянуть его на сторону Зла, а финальное побоище происходит в самом Аду. Причем все это вдохновлено рассказами Гофмана и «Божественной комедией» Данте.

Бен-Гур

Главный пеплум всех времен и народов, успевший в 1960 году отхватить целых одиннадцать «Оскаров». В свое время фильм поражал размахом: в нем были задействованы десятки тысяч статистов, огромное количество лошадей и декораций. Картину с успехом крутили и в СССР, а битву на колесницах, кажется, помнит сегодня каждый ребенок, пусть сейчас это и выглядит несколько наивно.

Битва Титанов

У Луи Летерье была, конечно, веселое и зрелищное кино, но настоящая «Битва Титанов» — это фильм Десмонда Дэвиса, снятый в 1982 году. В нем нет крутых спецэффектов, но картина берет своей сказочной атмосферой. Ведь что такое мифы древней Греции, как не отличные сказки? По сюжету, сын Зевса Персей пытается спасти прекрасную Андромеду. И в этом непростом деле ему помогают летающий конь и умная сова.

Спартак

Режиссер Стэнли Кубрик не любил данное творение, а кинокритики, говоря о его творчестве, умышленно выносят этот фильм за скобки. Но «Спартак» всегда любила широкая публика и он стал вехой в истории кино. Рассказ о восстании гладиаторов стал главным хитом 1960-х, получил четыре «Оскара» и «Золотой глобус». Интересно, что изначально Кубрик не должен был снимать фильм, но в последний момент режиссер Энтони Манн рассорился с главной звездой и продюсером ленты Кирком Дугласом. Тот, недолго думая, уволил Манна и позвал на его место Стэнли.

Гладиатор

Главная заслуга Ридли Скотта в том, что ему удалось совместить как зрелищную составляющую, так и драматическую. В «Гладиаторе» все сделано на высшем уровне: и батальные сцены, и обычные диалоги. Из последних, например, особо памятны беседы Рассела Кроу и Хоакина Феникса. Для первого фильм вообще стал вершиной карьеры, за что он и получил заслуженный «Оскар».