Сегодня, 7 сентября, стартует пятый сезон «Кухни» — ситуационной комедии о внутренней жизни сотрудников фешенебельного ресторана французской кухни. oKino.ua разбирается в феномене этого сериала, в котором показательная «открыточность» балансирует с неожиданными поп-культурными отсылками и интересным юмором.

Сюжет

Кухня

«Кухня» — вертикально-горизонтальный сериал, то есть в нем, несмотря на то что это ситком, имеются также последовательно развивающиеся сюжетные линии. Начиналось шоу как типичная история о том, как провинциал приехал покорять столицу. Максим Лавров — простой парень из Воронежа, у которого есть мечта: стать великим шеф-поваром и дарить людям гастрономический экстаз. Конечно же, в начале пути ему удивительным образом везет и злая, неприветливая Москва принимает его: Максиму удается устроиться в ресторан французской кухни с претенциозным названием «Claude Monet». Ресторан этот, к слову, принадлежит Дмитрию Нагиеву (который, по западной ситкомовской моде, играет и стебет себя же). Дальше у Макса происходит знакомство и притирка с персоналом ресторана, среди которого обнаруживается его будущий закадычный друг — бармен Костя, и предмет любовного интереса — строгая Виктория Сергеевна, администратор «Claude Monet». Но «Кухня» не зацикливается на этом треугольнике главных героев и дальше нас знакомят с целой россыпью эксцентричных и любопытных персонажей, которые по разным причинам выбрали работу в этом невероятно пафосном заведении.

Рекламный буклет

Кухня

«Кухня» уже давно перестала быть просто сериалом. Сейчас это в том числе довольно успешная торговая марка. Саундтреки из сериала скомпилировали в отдельный альбом, который был издан компанией Warner Music Russia, а в первую неделю релиза вошел в топ-10 лучших пластинок. И это при том, что в данный момент не то что саундтреки — а продажи настоящих музыкальных альбомов падают, и вся эта сфера находится в глубочайшем кризисе. Попытайтесь вспомнить успешный саундтрек последних лет и одновременно — хит продаж, вряд ли у вас получится. Также «Кухня» — это еще и официальные DVD (носитель, который, откровенно говоря, в наше время тоже продается из рук вон плохо). Это серия книг по мотивам сериала, которые выпускает «Эксмо», одно из крупнейших российских издательств. Ну, и недавний хит — это серия разнообразных предметов для кухни: контейнеры для шашлыка, специй, овощей, доски разделочные, кастрюли и пароварки для СВЧ и еще много чего. И горизонт продукции, на которую можно налепить популярную бирку сериала «Кухня» — необъятен. Это, конечно, удивительный пример с точки зрения рекламного искусства. Но чисто со зрительской точки зрения — мерзкое ощущение того, что тебя воспринимают не как живого человека, который пришел оценить хорошее шоу, а как часть «таргет-груп». Который вместе с новым сезоном и новыми шутками заодно проглотит и какую-нибудь сковородку.

Стилистика

Кухня

Если все же каким-нибудь образом удается абстрагироваться от ощущения дорогостоящего рекламного буклета, то окажется, что в «Кухне» действительно есть еще и неплохая начинка. Прежде всего — это аккуратно и тонко прописанные характеры персонажей. Как обычно устроены низкопробные ситкомы отечественного производства? Абсолютно топорные и однозадачные герои с какой-нибудь одной ярко выраженной особенностью. Клише на клише. А в «Кухне» можно встретить и вороватого повара, и бывшего моряка, и официантку-вегетарианку, которая выступает против насилия и умерщвления животных. Есть Родион Сергеевич Громов, бомж-интеллектуал и большой специалист по части французской кухни. И сериал действительно переплетает всех этих героев со странностями, внедряет их в совершенно обычные и знакомые каждому ситуации, из-за чего, конечно, эффект «узнавания себя в зеркале» наступает моментальный. А специально для снобов, кому подобных человеческих радостей мало, в «Кухне» еще имеется множество поп-культурных отсылок, которыми можно пощекотать свой интеллект и память. По ходу сериала чего только не встретишь: интерпретацию сюжета «Беги, Лола, беги», цитаты из фильмов Тарантино, пародии на научную фантастику и так далее. Этот опыт заигрывания с массовой культурой, явно перенятый сценаристами «Кухни» у великого сериала «Сообщество», не может не радовать.

Вердикт

Кухня

В случае с «Кухней» (понравится или нет) все зависит от открытости восприятия и возможности абстрагироваться. Допустим, вам бесплатно вручили на улице рекламный буклет, вы по рассеяности его взяли и не выбросили в урну. Затем, во время поездки в общественном транспорте, когда вам становится скучно, вы вдруг неожиданно достаете этот буклет из сумки, и оказывается, что там не просто голая реклама, а действительно есть что почитать и скоротать лишние 5–10 минут. Вот примерно на этот опыт и смахивает «Кухня» — это во всех отношениях необязательный сериал, но в целом — довольно приятный тайм-киллер, когда под рукой больше ничего нет и когда нет настроения смотреть «умный» телепроект от HBO и вникать в серьезные драматические перипетии.