Очередной телесезон подошел к своему логическому концу: кабельные каналы вовсю готовятся к осени, с сентября стартуют премьеры и новые сезоны полюбившихся шоу. Пришло время подвести итоги. oKino.ua выбрало все самое важное, что произошло в ушедшем сезоне на телевидении: новые актеры-открытия и неожиданные возвращения, самые важные сериальные тенденции и события, будущее телевидения. В общем, все, что поможет составить полное представление о мире телевизионных сериалов за определенный отрезок времени.

Мадс Миккельсен и его Ганнибал Лектер

Всем казалось, что после гениальной игры Энтони Хопкинса любая вариация на тему безумного маньяка-эстета Ганнибала Лектера выглядела бы как минимум неуместно. Триллер Брайана Фуллера для NBC разбил все существующие предрассудки. Датский актер Мадс Миккельсен сумел по-новому изобразить тяжелого персонажа, раздираемого безумием и переступившего черту человеческого. И нет сомнений в том, что ему это удалось: мнение телезрителей и критиков единогласно — «Ганнибал» справедливо называют лучшим телевизионным триллером сезона.

Предсказуемый триумф «Игры престолов»

Канал HBO опубликовал статистику просмотров третьего сезона своего любимого детища — «Игры престолов». И выяснилось, что это самое рейтинговое шоу за всю историю канала (финал посмотрело 5,4 млн. человек) — выше только великий и культовый «Клан Сопрано». Этот факт подтвердили даже пираты (и это, пожалуй, в эпоху торрентов и скоростного Интернета наиболее верное признание): последний эпизод, «Мать», за сутки после выхода скачало более одного миллиона человек. Поэтому можно смело и без лишней скромности называть «Игру престолов» главным сериалом последнего времени.

Величие «Американской семейки»

Давление на секс-меньшинства, гендерные вопросы, неполноценные семьи — проблемы общества острее, чем всегда, выходят на поверхность. И в этом плане «Американская семейка» — хороший пример вдумчивого и даже самоироничного разговора на эту тему. Напомним, что во главе угла в этом сериале — жизнь и быт большой американской семьи, формально разделенной на три части. В этой тройке — гей-пара, Кэм и Митчелл, которые еще в начале шоу усыновили младенца из Вьетнама. Во втором сезоне нам показывают их поцелуй, а в остальное время — целый ряд проблем, которые вынуждены преодолевать геи в гомофобном обществе. В России тем временем принимают закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма. Есть о чем задуматься.

Лучшая драматическая роль: Аден Янг

oKino.ua с восхищением писало о сериале «Исправлять ошибки» в рубрике «Новые горизонты». Наше мнение не изменилось, и мы считаем, что Аден Янг, с его показательной заторможенностью и неразрешимым внутренним конфликтом, сыграл лучшую драматическую роль этого телесезона. Это притом, что изобразить на экране такого персонажа, — который 20 лет готовился к смерти за ошибочный приговор, а затем вдруг получил шанс на новую жизнь, — невероятно тяжело.

Critics’ Choice Television Award

Помпезная церемония награждения в Беверли-Хиллз, призванная определить, кто самый главный в мире сериалов, проводилась уже в третий раз. Правда, пока ее результаты не совсем однозначны и справедливы (кто же станет вручать «Теории большого взрыва» целых три награды?), но само начинание замечательное. Поскольку влечет за собой критику и осмысление сериальной индустрии в более широких кругах — и чем больше такого, тем лучше.

Смена парадигмы телевидения: Netflix

Телевизор — некогда гарант домашнего уюта — уже превратился в архаичный, никому не нужный объект. Все смотрят сериалы онлайн или через любимый видеоплеер с правильным набором плагинов. Но сейчас на телевидении происходят и закрепляются совсем другие изменения, и они касаются самого способа доставки контента зрителю. Лидер «нового телевидения» — сервис Netflix, который покупает успешные ТВ-проекты, ангажирует знаменитостей и не жадничает, выкладывая все серии сезона какого-нибудь сериала в один день. За таким подходом — будущее.

Возвращение Джиллиан Андерсон

Кажется, на телевидении воцарился сплошной постмодернизм, вопиющая современность и даже, как некоторые считают, самый настоящий шовинизм. Нам всем, насмотревшимся на Декстера Моргана и Уолтера Уайта, долго не хватало строгого взгляда сильной женщины. Все это появилось с возвращением на экраны Джиллиан Андерсон, которую многие помнят по «Секретным материалам». Она играет начальницу сыскного отдела в новом детективном триллере «Крах» и — как раньше — сводит с ума.

Большие режиссеры берутся за сериалы

Продолжение тенденции режиссеров-перебежчиков «из кино — в сериалы». Навскидку: Финчер и «Карточный домик», Мартин Скорсезе продолжает заниматься «Подпольной империей», Спилберг и вовсе снимает сериал по мотивам шутера «Halo» для нового поколения приставок Xbox One. И это, разумеется, далеко не полный список имен. Это связано хотя бы с тем, что выпустить полнометражный фильм становится все труднее: даже Содерберг плюнул на все затруднения и условности, отдав «За канделябрами» каналу HBO.

Телевидение загоняет себя в угол

Любой тренд (будь то искусство, кино или музыка) вначале переживает подъем, затем торжество и доминирующее положение, а потом заходит в тупик и исчерпывается. Кажется, нечто подобное происходит и с сериалами. Ни одна громкая сериальная премьера не обходится без какой-нибудь знаменитости, привлеченной к созданию. Даже Дженнифер Лопез была заангажирована в качестве исполнительного продюсера семейной драмы «Фостеры». Это может плохо сказаться на качестве сериальных идей и их воплощений: простая спекуляция на известном имени задавит (или уже это делает) хороший сюжетный ход, в котором нет звездного кастинга.

Затянутые продолжения: всем надоели «Безумцы»

Другой проблемный вопрос, который особенно активно обсуждался в этом телесезоне: когда же сериалы по-хорошему стоит завершать? И даже по поводу образцовых «Безумцев» возникли сомнения: а нужен ли шестой сезон этого затянувшегося экзистенциального кризиса? Конечно, с некоторыми ухищрениями и желанием можно продолжать петь дифирамбы некогда великому сериалу. Как и многим другим — до сих пор ведь есть люди, которые смотрят «Теорию большого взрыва» и «Как я встретил вашу маму» и получают искреннее удовольствие. Однако если быть честным, хорошие истории нужно вовремя заканчивать. Этому вопросу посвящен один из наших материалов.

50-летие франшизы «Доктора Кто»

Нравится это кому-то или нет, но одна из самых популярных научно-фантастических франшиз в этом сезоне отпраздновала свой серьезный юбилей — полвека существования. Это то самое редкое исключение из вышеупомянутого правила о том, что сериалы обретают ценность, если их вовремя закончить. Конечно, сам черт ногу сломит в реинкарнациях «Доктора», но очевидно одно: долгую счастливую жизнь обретает даже не сама сериальная идея, а вселенная, которая из нее вырастает. Поклонники «Доктора Кто» живут этим шоу — вероятно, у самых первых зрителей начальных сезонов уже выросли внуки (которым, скорее всего, тоже придется смотреть этот сериал).

Потенциал Фредди Хаймора

Этот 21-летний английский актер с блеском отыграл в сериале «Мотель Бейтсов» по мотивам великого хичкоковского «Психо». Причем он далеко не новичок: снимается Фредди еще с 7 лет, да и заметили его давно — например, в фильме «Август Раш». Но его потенциал стал заметен только сейчас, когда «Мотель Бейтсов» будоражил своим новаторским прочтением уже известной истории. Норман, которого играет Хаймор, крайне сложный персонаж: при внешнем спокойствии и застенчивости в нем прячутся тонны комплексов, противоречий и странная связь со своей матерью, из-за которой в будущем (как мы видели у Хичкока) он станет серийным убийцей. В общем, ждем следующих ролей Фредди.

Финал сериала «Офис»

Можно смело утверждать, что с окончанием американской версии «Офиса» умерла целая эпоха. Просто задумайтесь: сериал шел восемь лет. Таким вот образом, тихо и незаметно, через ситуационную комедию про сотрудников «Дандер Миффлин» и их босса — добродушного кретина, многое изменилось. «Офис» исправно показывал нам самих себя — смешных и неловких в самых обыденных ситуациях, а еще через все эти года пронес чуть ли не самую заметную love story на телевидении последних лет — между Джимом и Пэм, разумеется.

Смешная политика

«Вице-президент» Армандо Ианнуччи, пилот сериала «Alpha House» от онлайн-ритейлера Amazon.com — в ушедшем телесезоне наметилась еще и тенденция небанального политического юмора. Любой серьезный разговор (или его попытка) о политике, не подкрепленный эмпиризмом, чаще всего заканчивается обыкновенной софистикой. Иронии же под силу производить какие-то изменения в сознании людей — хотя бы потому, что это чуть ли не самый доходчивый инструмент. Поэтому такие сериалы непременно стоит смотреть, приветствовать и проецировать на реальное положение дел.

Исторические эпики и риск

То, что на любой полицейский процедурал или триллер с каким-нибудь очередным безумным маньяком налетят зрители, не подлежит сомнению. Все-таки самые популярные жанры (после получасовых ситкомов). Тренд же историко-фэнтезийных эпиков вроде «Игры престолов» и «Борджиа» — трудная и рисковая затея. У HBO в этом жанре получилось сделать самый лучший сериал на планете, а Showtime решил закрыть «Борджиа» из-за дороговизны дальнейшего продолжения. А о провале «Демонов Да Винчи» мы писали отдельно.