В рубрике «Флешбэк» oKino.ua продолжает рассказывать о старых сериалах, которые тем не менее заслуживают быть поднятыми из пыльных архивов. Сегодня мы вспоминаем британский драматический сериал Пола Эбботта «После работы» о жизни английских пролетариев.

Сотрудники рекламного агентства «Стенли Купер Дрейпер Прайс» в «Безумцах», адвокаты в стильных костюмах в «Форс-мажорах», безбедные журналисты в «Новостях». Современные сериалы, как правило, изображают выходцев из среднего класса или высших сословий общества: глянцевая картинка, немаленькие зарплаты, смертельная скука и высокодуховные проблемы. При этом на телевидении почти не видно представителей так называемого рабочего класса — настоящих тружеников, которых беспокоят более насущные проблемы, чем экзистенциальный кризис.

Забудьте о «Безумцах»: рабочие будни от Пола Эббота

Сериал Пола Эбботта (он ответственен за успех, например, «Бесстыдников») «После работы» исправляет это недоразумение. Ведь даже оригинальное название шоу — «Clocking off» — это сугубо рабочий термин. Дело в том, что на фабриках часто существует система, которая регистрирует время, когда пришел/ушел работник. Соответственно, clock off — ‘отметиться с помощью карточки, уходя с работы’.

Сериал рассказывает о буднях манчестерских рабочих, которые трудятся на текстильной фабрике. Каждый эпизод полностью сфокусирован на каком-нибудь одном персонаже и раскрывает его характер и жизненную судьбу. «После работы» хорош и тем, что в нем нет надуманных сценаристами проблем — все максимально приближено к реальности. В одной из сцен у женщины сгорает дом и едва не гибнут ее дети, их спасает мужчина по соседству, с которым у этой женщины впоследствии завязываются отношения. В другом эпизоде рассказывают историю молодого, слегка не от мира сего, парня, над которым посмеиваются старшие коллеги. Причем выясняется, что он состоит в интимных отношениях с женой владельца фабрики (что тоже не проходит бесследно). Еще один персонаж и вовсе считался пропавшим без вести практически год. Когда он вдруг возвращается в семью и на работу, начинается настоящая бытовая трагедия: он совсем не помнит, что с ним происходило и где он пропадал.

Забудьте о «Безумцах»: рабочие будни от Пола Эббота

В свое время «После работы» получил престижную премию BAFTA в номинации «Лучший драматический сериал» — и вполне заслуженно. Можно сказать, что этот сериал снят по тем же высоким причинам, по которым Джон Леннон из The Beatles когда-то сочинил и спел великую песню «A Working Class Hero». А именно: стереть эти условные границы «классовости», ведь по сути своей мы едины между собой. Любая принадлежность к классу делает человека ограниченным: одержимость своим социальным статусом лишает возможности действовать и мыслить свободно. Если ты финансовый аналитик с Уолл-стрит, то, выходит, положение обязывает тебя носить какой-нибудь дорогой костюм от Brooks Brothers и маску циника, просматривать «New Yorker», мечтать о новой спортивной машине и без конца соперничать с коллегами. А если ты представитель рабочего класса, на тебя давит груз иных стереотипов: существовать от зарплаты к зарплате, всю жизнь расплачиваться за дом по кредиту, а в конце рабочего дня тупо пялиться в телевизор. Разумеется, все это — глупости. И каждый может быть героем, независимо от того, где работает.