Феминизм и депрессия: чем запомнился шестой сезон «Безумцев»

23 июня весь мир попрощался с «Безумцами» — во всяком случае, на какое-то время, пока не примут четкого решения о седьмом сезоне. oKino.ua подводит свои итоги шестого сезона и вспоминает его самые главные акценты и важные моменты — от тайны Боба Бенсона до феминистических ноток, которые диктовали Пегги и Джоан.

Феминизм и депрессия: чем запомнился шестой сезон «Безумцев»

Загадки

Кто такой Боб Бенсон: тайный репортер, шпион от конкурентов, внебрачный сын Дона? Здесь могут быть самые безумные предположения. И убьют ли Меган Дрейпер? Это, пожалуй, самые главные сквозные загадки шестого сезона, которые удерживали многих от того, чтобы прекратить просмотр. Причем в случае с тем же Бобом информация выдавалась крайне тонко и аккуратно, по крупицам: мы узнаем про его опыт работы, мертвого отца, затем Бенсон вдруг касается коленки Пита Кэмпбелла.

Феминизм и депрессия: чем запомнился шестой сезон «Безумцев»

Нарастающая депрессия

Начинался шестой сезон, как мы помним, с открыточных видов Гавайских островов. Затем, буквально с каждой серией, герои все больше и больше погружались в депрессивное состояние и экзистенциальный кризис. Особенно сильно это заметно на примере Дрейпера. Опять же можно вспомнить его (условную) гармонию, когда они с Меган в первой серии курили косяки и занимались любовью. Практически сразу после этого Дон напивается на похоронах матери Роджера Стерлинга, и его там же тошнит. А под конец сезона он и вовсе обкуривается гашиша и падает в бассейн — это было бы пошлым клише, если бы не работало на одну и ту же драматургическую мысль о пустошах внутри практически всех наших героев.

Феминизм и депрессия: чем запомнился шестой сезон «Безумцев»

Смена образов

Всякий большой и долгоиграющий сериал — это не просто коллизии из жизни главных героев. Это еще и целый воссоздаваемый мир, в котором важны мельчайшие акценты и детали. В «Безумцах» — ни для кого не секрет — сделана ставка на стиль и эпоху 60-ых, герои сериала влияют сейчас на мир моды ничуть не меньше, чем новые безумные дизайнеры и модели. Мы ведем к тому, что на протяжении всего сериала (и 6 сезона в частности) внимательные зрители получали свою порцию удовольствия от наблюдений за эволюцией образов. Удручающе серый костюм Дрейпера вдруг сменяется на клетчатый узор — и появляется надежда на светлое будущее; мимикрия Пита Кэмпбелла под Дона, которая прослеживается через его выбор одежды; Роджер Стерлинг меняет цветовую гамму — это можно связать с тем, что он сломался в эмоциональном плане и так далее.

Феминизм и депрессия: чем запомнился шестой сезон «Безумцев»

Феминистические нотки

При всем обилии мужских персонажей в «Безумцах» было бы преступно не обращать внимания на героинь Пегги и Джоан. В сериале они — самое настоящее воплощение феминизма и женской силы. Только вот данные феминистические нотки проявляются в этих двух женщинах по-разному. Джоан действует по старинке и, для того чтобы достичь необходимых целей, использует свою природную красоту (которой пестрит весь Tumblr, между прочим). Пегги же пытается применять иной метод: сравняться с мужчинами и утвердиться с помощью труда и профессионализма, что, естественно, дается труднее (пример тому — хотя бы ее неловкие, но искренние наставления трем подчиненным копирайтерам).

Феминизм и депрессия: чем запомнился шестой сезон «Безумцев»

Окружающий мир

Изображаемые в сериале 60-ые подходят к концу, мир за окном рекламного агентства меняется. Умирают Роберт Ф. Кеннеди и Мартин Лютер, происходят жестокие антивоенные демонстрации и феминистские акции. При этом Мэттью Уэйнер поступает умнее и не выстраивает здесь прямых линий и линейных реакций на события эпохи: до всего стоит доходить самостоятельно. Может быть, поэтому атмосфера шестого сезона и кажется депрессивной и упаднической — все эти события на уровне предполагаемых ощущений не могли не повлиять на персонажей «Безумцев». Впрочем, здесь возможны разные трактовки: контекст, исторический материал и поведение сериальных героев можно соотносить как угодно.

Феминизм и депрессия: чем запомнился шестой сезон «Безумцев»

Взросление

Тема взросления лучше всего передается зрителю с помощью Салли Дрейпер. Мы наблюдаем ее в один из, наверное, самых сложных периодов становления человека — в подростковой фазе. В шестом сезоне она проявляет дежурные акты непослушания, впервые закуривает (причем с материнской помощью), напивается и узнает, что ее отец изменял своей жене. И через Салли мы можем наблюдать вечную проблему барьера поколений, который в дальнейшем изменит весь мир: старорежимные буржуазные родители, которые не понимают своих детей, принадлежащих уже совсем к другому времени — бурным и революционным 60-ым.

Феминизм и депрессия: чем запомнился шестой сезон «Безумцев»

Музыка

Одна из главных маленьких радостей «Безумцев» — это еще и музыкальное наполнение. Музыка в сериале никогда не расстраивала, но в шестом сезоне — по субъективному ощущению — песни звучат громче, живее, задорнее. В саундтреке прописаны Дженис Джоплин, Элвис Пресли, The Mamas and the Papas и другие шестидесятники с безотказными песнями и безошибочным посылом вроде «(There’s) Always Something There To Remind Me». Можно также расценивать эту подборку как игру на контрастах: пока герои дрейфуют в глубинах себя, их оттеняет жизнеутверждающий рок-н-ролл (и не только).