Дом странных детей мисс Сапсан

Главная особенность режиссуры Тима Бертона — вымышленный мир, в котором выдуманное существует наряду с реальным. Центральный персонаж его картин — часто альтруист, одержимый поиском истины или желанием качественных изменений, свободно перемещающийся во времени и пространстве. Нередко такой герой, вначале не имеющий задатков лидера, наделен скрытой силой, о которой он узнает не сразу, но именно ему дано повлиять на дальнейший ход событий. Автор фильмов «Алиса в стране чудес», «Сонная Лощина», «Труп Невесты», Тим Бертон представил публике свою новую работу «Дом странных детей мисс Перегрин» (в украинском прокате — «Дом странных детей мисс Сапсан»), экранизацию одноименной книги Ренсома Риггза, вошедшей в список бестселлеров по версии The New York Times.

Джейкоб вырос на дедушкиных рассказах о воспитанниках Мисс Сапсан, детях, обладающих необычными способностями и живущих вдали от людей. По словам старика, к ним были приставлены имбрины, умеющие контролировать время, создавать астральные петли, и охранять детей от кровожадных монстров. При странных обстоятельствах дедушку убивают, и 16-летний Джейкоб решает выяснить, что из его воспоминаний — правда, а что — вымысел. Для этого он отправляется на остров, где по легенде должен находиться таинственный приют. Увидев воочию всех героев со старинных фотографий, Джейкобу выпадает участь помочь новым друзьям в борьбе с невидимыми чудовищами.

В своих историях Бертон часто философствует на тему перехода в мир иной, трактуя это как неизбежное роковое обстоятельство, отношение к которому зависит исключительно от степени познания человека. В одном из своих интервью он признался, что ему близки культуры, толкующие смерть как часть жизни, как другую реальность, не более страшную, чем ту, в которой мы существуем сейчас. «Дом странных детей мисс Сапсан» — не исключение, и тема танатоса красной нитью проходит через весь сюжет фильма. Вначале Джейкоб теряет дедушку, затем автор приглашает зрителя совершить путешествие в интернат, уничтоженный немцами в 1943 году. Смерть у Бертона — многолика и близка к понятию вечности, являющему собой полноту бытия.

Дом странных детей мисс Сапсан

Для Бертона большое значение имеет место съемки и декорации, способные передать атмосферу и донести до масс посыл автора. Фантастическая драма «Дом странных детей мисс Сапсан» — драматургически совершенное произведение. Сценаристка Джейн Голдман сумела оживить литературных персонажей Риггза, соединить реальный и выдуманный миры, при этом ориентируясь на взрослую аудиторию. Повествование можно условно разделить на три сюжетных линии: борьба необычных детей с монстрами, первая влюбленность Джейкоба и линия его непростых отношений с родителями. К слову, герои меняются, даже второстепенные персонажи, справляясь с трудностями, открывают в себе новые возможности.

Первые роли достались Еве Грин и Эйсе БаттерфилдуМальчик в полосатой пижаме»). Их персонажи цельны и самобытны. Грин предстала в образе готической женщины-птицы, совмещающей воспитание детей и их защиту. 19-летний Баттерфилд смог показать трансформацию из боязливого мечтательного подростка в решительного смелого юношу, умеющего делать выбор, способного выйти из зоны комфорта и двигаться навстречу испытаниям.

Единственным недостатком фильма можно назваться излишнее морализаторство. С экрана так и звучат лозунги «добро победит зло», «вместе мы — команда», «не стесняйся себя, даже если у тебя рот на шее». Это делает историю проще, предоставляя зрителю готовые выводы, которые больше пригодятся детской аудитории. Но все-таки «Дом странных детей мисс Сапсан» — еще одна талантливая работа Тима Бертона о том, как важно не бояться быть собой, даже если вы не похожи на других.