рецензия на фильм Дюнкерк 2017

«Дюнкерк» — чуть ли не самый ожидаемый фильм этого лета. Новая и нетипичная работа Кристофера Нолана, культового режиссера, снявшего хитовые фильмы «Интерстеллар» и «Начало». Нолан обычно не зацикливается на одном жанре и не штампует похожие друг на друга картины, а старается экспериментировать, дабы опробовать свой стиль и математически просчитанную режиссуру на непривычном материале.

Еще на стадии препродакшена «Дюнкерка» Нолан заявил, что этот фильм будет отличаться от его предыдущих работ. Быть может, британский гений хотел показать всем хейтерам, ругающим его за чересчур странные любовные линии и «псевдоумное кино», что может обойтись без фантастики и сюжетных головоломок, которые явно были бы не к лицу военной драме. И у него получилось! Теперь Нолану впору постучать в дверь американских киноакадемиков и сказать: «Я за статуэткой пришел, потому что фильм года снял».

В «Дюнкерке» рассказывается об одной военной операции времен Второй мировой войны, когда невероятными усилиями с побережья Франции было эвакуировано более 300 тысяч солдат союзников, окруженных нацистскими войсками. Нолан хоть и обошелся без сюжетных головоломок, но повествование усложнил, разбив на три линии: берег, где застряли сотни тысяч солдат, ожидающих эвакуации; вода, по которой на помощь идут гражданские судна; и воздух, где несколько самолетов стараются прикрыть эвакуацию от вражеских бомбардировок. Несмотря на множество персонажей и неровное повествование, зритель не теряется благодаря идеальному монтажу и постоянным драматическим усложнениям, которые не дают расслабиться ни аудитории, ни героям.

Если убрать в сторону все эмоции после просмотра и разобрать «Дюнкерк» с холодным умом, то мнение о фильме не изменится ни насколько. Это и вправду великое кино! Ты настолько погружаешься в события на экране, что каждой частичкой тела ощущаешь, насколько же страшна война. Не героический пафос, где все по-супергеройски храбры и бесстрашны — а настоящая война, где все измождены и изо всех сил пытаются выжить. Когда другие ленты достигают такого эффекта лишь стрельбищами и реками крови, то Нолан передает все немного иначе. Вместо увечий, кадров с трупами и прочего, в «Дюнкерке» весь ужас войны нагнетается с помощью саспенса, заставляя чувствовать, что же тогда пережили солдаты. Способствует этому, как всегда, прекрасная работа композитора Ханса Циммера и оператора Хойте Ван Хойтема, которые, скорее всего, возьмут по «Оскару» за свой колоссальный труд.

рецензия на фильм Дюнкерк 2017

Но основная заслуга — это, конечно, режиссура Кристофера Нолана, которая чувствуется в каждом кадре, в каждом взгляде персонажей, в каждой детали. Это не Гай Ричи, который может снимать только в одном жанре и очень часто теряется в других, и не Квентин Тарантино, который из фильма в фильма носит похожие друг на друга диалоги и море бутафорской крови. Нолан вдыхает новую жизнь в каждый жанр, за который берется. Так было с трилогией о Темном рыцаре, с «Интерстелларом» и с «Началом». Он свел количество диалогов до минимума и представил коллективного героя, равномерно распределив между персонажами экранное время и в то же время в достаточной мере раскрыв каждого из них. Вроде бы люди на экране все время молчат, никто ничего геройского не делает, но ты понимаешь их желание спастись и вернуться домой, а не разбрасываться высокопарными речами. Парадокс: зритель практически ничего не узнает об этих ребятах, кто они, откуда, как всех зовут, но все равно сопереживает. Отчасти потому, что Нолан доверился хорошим актерам. На фоне опытных и сильных исполнителей вроде Харди, Мерфи, Д'Арси, Браны, Райлэнса даже Гарри Стайлс (участник ванильной группы «One Direction») держался очень уверенно, хотя именно участие в картине поп-звезды вызывало смешок еще до выхода фильма.

«Дюнкерк» имеет самый короткий хронометраж во всей фильмографии Нолана (всего лишь 106 минут), и слава Богу. Нолан специально не стал перегружать картину болтовней, любовными линиями и т. д., дабы показать, что он может сделать прекраснейшее кино даже без своих главных козырей.