Джой

Конец 1980-х. Джой Мангано (Дженнифер Лоуренс) — разведенная мать двоих маленьких детей, вынужденная справляться по дому сама: в подвале её дома живут отец (Роберт Де Ниро) и экс-супруг, неудавшийся певец Тони (Эдгар Рамирез), в то время, как собственная мать (Вирджиния Мэдсен) живёт в мире мыльных опер, а преклонного возраста бабушка Мими (Дайан Лэдд) едва успевает глядеть за детьми. Однажды Джой приходит к выводу, что дальше так жить нельзя, вспоминает страсть к изобретательству и рисует самоотжимающуюся швабру.

Дэвид О. Расселл — американский режиссёр, имя которого на слуху последние лет пять: кинематографист за это время отметился рядом знаковых картин, которые выходили в прокат аккурат в наградный сезон перед «Оскаром». В свете предстоящей церемонии вручения наград стоит отметить два факта: Дженнифер Лоуренс, уже получавшая «Оскар» за его же, О. Расселла, «Мой парень — псих», в этом году вновь номинирована (в четвертый раз в своей карьере) в номинации «лучшая женская роль первого плана». Во-вторых, у О. Расселла в третий раз подряд играет трио Лоуренс - Де Ниро - Купер, пусть некоторые из них и на второстепенных ролях.

кадр из фильма "Джой"

Для последних фильмов Дэвида О. Расселла характерен особый почерк: какую бы историю они не рассказывали, в каждом из них ощущалась особая атмосфера, временами нарочно комичная, безумная и запутанная, в конце собиравшаяся в одно целое из невообразимого клубка персонажей и событий. В целом его фильмам свойственен стиль социальной сатиры, будь то засекреченная афера ФБР 70-х либо биографическая лента об изобретательнице швабры с чудесным свойством самоотжима. Там, где зрители обычно наблюдают заурядные подобные истории, О. Расселлу удаётся вдохнуть свежесть и оригинальность в историю (основанную на реальных событиях). Так и в «Джой»: главная героиня — стержень картины, а все вокруг — фактически карикатурные персонажи, словно живущие в сказке. Отец, встречающийся со сторонней женщиной (Изабелла Росселлини), вечно спорит с экс-зятем, сестра завистливо смотрит в сторону предпримчивой Джой, а продюсер телемагазина как будто испытывает хлопотливую изобретательницу на прочность и т. д. Не зря закадровое повествование иногда ведется от имени незримой бабушки: она с высоты своих лет мудро рассуждает о любимой внучке так, будто знает, что её судьба предписана самими звёздами и ничто не сможет остановить ту на пути к высшей цели.

кадр из фильма "Джой"

«Джой», вероятно, самая неорганизованная, несбалансированная и неопределившаяся в жанре картина О. Расселла в его фильмографии. Но даже несмотря на это, в его фильме все актёры на экране проживают свои роли — не зря ведь говорят, что он один из немногих режиссёров в кино, прекрасно работающих с исполнителями. 25-летняя Дженнифер Лоуренс в очередной раз доказывает умение справляться с любой ролью: в то, что она Джой Мангано, мать-одиночка с Лонг-Айленда, в отчаянии придумавшая чудо-швабру, мы верим с первых минут.

Со стороны вполне обычная, хоть и реальная история американской мечты (self-made businesswoman) благодаря мастерству О. Расселла приобретает любопытные черты: перефразируя, это уже не просто история успеха, а история умной целенаправленной женщины и членов её семьи, тормозящих её на пути к признанию, но без которых, возможно, и не было бы её чудо-изобретений. Кто знает, смогла ли бы Джой прийти к своему проекту, не отчайся она в край и не пореж руку о разбитый бокал?