Гений

Редакторский труд всегда остается незамеченным. Сколько не правь, а овации непременно достанутся автору, ведь читатель и не подозревает, каким произведение было до внесения правок. Дебютная кинолента британского театрального режиссера Майкла Грандаджа как раз об этом. Фильм «Гений» — биографическая драма о творческом содружестве писателя Томаса Вулфа и редактора Максвелла Перкинса, открывшего миру литературных гигантов ушедшей эпохи.

Томас Вулф (Джуд Лоу) — начинающий прозаик, в сотрудничестве которому отказывают все издательства Нью-Йорка. После череды неудач у молодого писателя, наконец, появляется сильный покровитель, известный редактор Максвелл Перкинс (Колин Ферт), выпускающий романы Фицджеральда и Хемингуэя. Чтобы сделать из рукописи бестселлер, Перкинс нещадно кромсает целые главы, оставляя в них только самое интересное. Книга Вулфа в два счета разлетается с прилавков, а ослепленный успехом Томас берется за создание нового творения. Вот только теперь Вулф решает доказать коллеге, что истинный гений не нуждается в помощи и протекции.

Персонажи, созданные сценаристом Джоном Логаном по реальным прототипам, Вулф и Перкинс — две противоположности. Вулф — взбалмошный невротик, инфантил, эгоист, неустанно пишущий, как и полагается творческому человеку. Ребяческая несостоятельность — главная черта Томаса, и она прекрасно гармонирует с отцовским терпением Перкинса. Редактор, привыкший опекать дочерей, женщин, писателей, давать пристанище и надежду на реализацию задуманного, нуждается в постоянном контроле, а окружающие — в его покровительстве.

Гений

Женские образы в «Гении» существуют только, чтобы оттенять главных героев и обозначить мужские пороки: патологическую занятость на работе, эгоизм, пьянство, незаинтересованность в семейных пустяковых вопросах. Жена редактора (Лора Линни), подобно супруге голливудского сценариста Трамбо («Трамбо»), мирится с отведенной ей ролью, в то время как спутница Вулфа (Николь Кидман) желает отвоевать избранника наверняка. А дальше — «битье под дых, склока, резня и дым». Собственно, все, чем обезоруживают женщины и от чего мужчины надолго теряют концентрацию и работоспособность.

Изобразительная составляющая фильма выполнена в серо-бежевой цветовой гамме, чтобы лучше передать упадочную атмосферу эпохи Великой депрессии. Приглушенные тона, отсутствие акцентов на детали, что свойственно режиссерам, пришедшим из театра, дают возможность сконцентрироваться на блестящей актерской игре и проникнуться судьбой каждого из центральных персонажей. Благодаря художникам, воссоздавшим Нью-Йорк 20-30-х, Америка Грандаджа оживает: джаз, пабы, иконы литературной классики, печатные машинки, бульвары и мокрые от дождя мостовые.

«Гений» — не просто пересказ биографии и даже не очередной драматический байопик о жизни американского классика. Фильм Майкла Грандаджа — нечто большее, занимательное кинополотно о непростых взаимоотношениях наставника и ученика. В их беседах, надрывных спорах, срывах и взаимных обидах можно узнать себя. Даже если вам никогда не приходилось писать и править.