Игра на понижение

На неделе в украинский прокат выходит «Игра на понижение» — комедийно-драматический ликбез с мультизвездным актерским составом по истокам мирового финансового кризиса 2008 года. Перед просмотром тщательно рекомендуем прочесть текст ниже, а также погуглить аббревиатуры ИЦБ, КДС и ОДО — если, конечно, вы не дока банковского дела.

2005 год. Четверо финансистов, независимо друг от друга, замечают пузырь, наметившийся на рынке недвижимости США. Неординарный Майкл Барри (Кристиан Бэйл), управляющий крупным хедж-фондом, первым замечает возможность заработать на мошенничестве крупнейших мировых банков и начинает скупать свопы. Практически то же самое замечает Марк Баум (Стив Карелл), занявшийся исследованием рынка ипотечных кредитов.

Режиссёр Адам МакКей был известен всему миру по серии комедий про вымышленного телеведущего Рона Бургунди и ленте «Копы в запасе»: вообще в каждом его фильме играл комик Уилл Феррелл, пока он не взялся за экранизацию книги Майкла Льюиса про предпосылки мирового финансового кризиса 2008 года. Льюис уже по праву считается маститым новеллистом: по его сочинениям были поставлены «Невидимая сторона» и «Человек, который изменил всё», неизменно получавшие номинации на «Оскар». «Игра на понижение» числится едва ли не фаворитом предстоящего «Оскара», обзаведясь пятью номинациями.

кадр из фильма Игра на понижение

К теме мирового кризиса уже примеривался Джей Си Чендор в «Пределе риска», а вообще до некоторых пор бывшый закрытым для кинематографа мир банкиров и финансистов в своё время великолепно раскрыл Оливер Стоун в ленте «Уолл-Стрит». После просмотра «Игры на понижение» становится понятным, что комедиограф Адам МакКей буквально прыгнул выше головы: поставил самую настоящую социальную сатиру на американское общество нулевых. Однако «Игра на понижение» в корне отличается от ряда «финансистких» кинокартин: фильм под завязку забит специальной терминологией, не всегда понятными фразами, множеством персонажей, камео Марго Робби и Селены Гомес, разъясняющими трудные для первоначального восприятия финансовые операции и т. д.

Чтобы максимально разнообразить сухие цифровые перипетии, авторы вольно обошлись с монтажом ленты, чтобы придать большей достоверности эпохе непомерных ипотечных займов и беспечных банкиров, раздувающих финансовый пузырь: на экране возникают кадры из жизни американцев, видеоклипов и многого другого. Вдобавок некоторые из персонажей (в основном в лице Райана Гослинга) позволяют себе закадровое повествование, растолковывая зрителям шутку либо сюжетный ход; именно в такие моменты «Big Short» умудряется раздражать. Взявшись за непростую задачу в плане переноса на экран хроники финансового краха ипотечной системы, МакКею не хватает стандартных киноприёмов, чтобы объяснить потенциальным зрителям тот или иной поворот в сюжете.

кадр из фильма Игра на понижение

Именно поэтому со временем «Игра на понижение» начинает откровенно вязнуть в более чем десятке главных персонажей (среди которых позитивно выделяется Стив Карелл), немалом хронометраже в 130 минут и несоответствии структурных частей фильма (особенно касательно кульминации-развязки). Плюс ко всему пути некоторых из героев фильма ни разу не пересекаются с другими, что наталкивает на вопрос, почему тогда не была снята мощная документальная лента с комментариями и лирическими отступлениями?

Напротив, «Игра на понижение» пытается быть зеркальным отображением американского общества нулевых, преподнося нам часто циничных, порой человечных, изредка гениальных финансистов, совершающих корыстные поступки. Герой Карелла изображает муки страданий, когда слышит ложь из уст представителей оценочного агентства и крупного банка. Двуликий персонаж Брэда Питта совсем запрещает своим подручным смеяться над этой темой: мол, мы зарабатываем громадные деньги, но в то же время помните о миллионах будущих безработных и бездомных.

На деле авторы экспериментируют с формой, пытаясь приспособить кино к миру трейдеров и банкиров, хотя должно было быть наоборот. С ролью жёсткой и холодной хроники кризиса «Игра на понижение» справляется прекрасно, но упускает из виду развитие персонажей и чёткой конструкции, что несомненно ярко выделяет на её фоне конкурента, также основанного на недавних реальных событиях, «В центре внимания» — про журналистское расследование злодеяний священников католической церкви.