2 марта в украинский прокат вышла биографическая драма «Лев». Сразу два наших автора захотели высказаться об этой картине, оставшейся в истории кинопремии «Оскар» не победителем, но многообещающим участником.

рецензия на фильм Лев

Как напористость и Google Earth могут вернуть потерянную многие годы назад семью.

Индия, 80-е годы. Пятилетний Сару (Санни Павар) живёт в бедной семье где-то на севере Индии: мать вынуждена изо дня в день зарабатывать тасканием камней, а Сару со старшим братом Гудду ворует уголь с проезжающих мимо поездов. Однажды мальчик теряется, случайно сев на поезд, который увозит его за 1600 километров в многомиллионную Калькутту. Сару пройдет через череду приключений, пока его не усыновит супружеская пара из Австралии (Николь Кидман и Дэвид Уэнэм). Спустя 25 лет он, Сару Брайерли, захочет вновь обрести семью, которую когда-то утратил.

«Лев», копродукция США, Австралии и Великобритании с достаточно скромным бюджетом, обратил на себя внимание зрителей во многих странах и удостоился целых шести номинаций на прошедшем «Оскаре», не получив ни одной. Впрочем, уже само попадание в шорт-листы престижнейшей американской кинопремии (после тёплого приёма на кинофестивале в Торонто) означает колоссальный успех для режиссёра Гарта Дэвиса, до этого выступившего партнёром Джейн Кэмпион на съёмочной площадке новозеландского сериала «Вершина озера». Помимо того, шумихе в наградный сезон способствовал один из продюсеров Харви Вайнштейн, набивший руку на соискании номинаций для изначально не самых сильных кинолент (прошлогодняя «Кэрол», например). Кроме того, реальная история Сару, выпустившего мемуары, также неоднократно давала о себе знать во всем мире.

Основанного на реальных событиях «Льва» авторы картины условно разбивают на две равные по хронометражу части. Первая посвящена исключительно истории усыновления маленького индийского мальчика иностранцами, начинающейся со скамьи вагона поезда, уносящего его в никуда. Пожалуй, именно этот слишком затянувшийся динамичный пролог в результате оказывается более захватывающим, любопытным и запоминающимся (во многом благодаря заслуженно номинированному оператору Грегу ФрэйзеруЦель номер один», «Изгой-один: Звездные войны»)). Режиссёр не зря отдал первые 50 минут маленькому, но угрожающе убедительному Санни Павару: зритель вместе с ним проходит сквозь зло, встречающееся на пути, к счастливому будущему и новообретенным благородным родителям).

Вторую часть, более монотонную и спокойную, напротив, пытается удержать на себе выросший Сару в исполнении Дева ПателяМиллионер из трущоб»), ни разу не выпадающий из кадра и поэтому странным образом номинированный всего лишь на лучшую роль второго плана. Спокойствие в кадре и виды Тасмании не идут ни в какое сравнение с драйвом индийского периода, но именно здесь эмоции главного героя и окружающих его близких достигают ожидаемого накала и логической кульминации. Как и следовало ожидать, авторы попытались выжать кинематографический максимум из поисков родного дома на экране ноутбука с использованием приложения Google Earth, довольно удачно ссылаясь время от времени на флэшбэки главного героя, безнадёжно пытающегося найти родную деревню путём математических подсчётов. Несмотря на душещипательный мотив, реальную основу и актёрскую игру, «Лев» тем не менее стойко напоминает о «Миллионере из трущоб» Дэнни Бойла, что вовсе не идёт ему на пользу. Если «Миллионера» отличала целостная структура и крепкая режиссура, то «Льву» этих качеств в решающий момент отчаянно не хватает.

Александр Руммо


рецензия на фильм Лев

Этот наградный сезон был очень насыщен хорошими кинолентами. Однако многие из них оказались в тени фаворитов кинопремий – «Ла Ла Лэнда» и «Лунного света». Среди обделенных внимание – «Лев», трогательный, добрый и душевный фильм о том, что никогда не надо сдаваться и забывать, кто ты есть.

«Лев» - это экранизация книги Сару Брайерли «Долгая дорога домой», в основу которой легла реальная история автора, из-за чего интерес к просмотру только возрастает. В 1986 году пятилетний Сару из бедной индийской семьи потерялся на вокзале и случайно уехал на тысячи километров от своего дома, адреса которого он попросту не знал. После двух месяцев ужасной уличной жизни Сару усыновляет обеспеченная австралийская семья, и жизнь его потихоньку налаживается. Правда, забыть свой настоящий дом ему не под силу.

Назвать картину «Лев» насыщенной действиями или обладающей захватывающим сюжетом нельзя - ее сильные стороны далеко не в этом. Суть фильма – раскрытие драмы главного персонажа. Поставил ленту Гарт Дэвис, дебютант в мире большого кино. Именно в таких фильмах, как «Лев», проявляется работа режиссера: когда кино держит интерес зрителя не экшеном и динамикой, а качественным повествованием. Дэвис замечательно построил нарратив, разделив его на две совершенно разные части. Первая – это детство Сару, его пропажа и выживание в большом мире, где герой попадает в такие передряги, от которых во время просмотра проскакивают мурашки по телу. Вторая же – взрослая жизнь Сару с его внутренними переживаниями и второстепенными сюжетными линиями, показывающими, как еще больше истязается его сердце: это и взаимоотношения с приемными родителям, любящими Сару как родного, проблемы с братом и девушкой. Невзирая на то, что у Сару появились люди, которые его любят и ценят, Дэвис подчеркивает душевное одиночество парня, часто прибегая к крупным планам. Благодаря чуткой работе оператора, музыке и актерской игре зритель впитывает настроение фильма и сопереживает Сару.

Хоть эта переполненная чувствами история, несомненно, очень сильно трогает сама по себе, не стоит забывать и об актерах. Актерский состав «Льва» своей шикарной игрой и харизмой полностью погружает зрителя в происходящее и заставляет верить каждому слову героев и каждому драматическому моменту. Играющий маленького Сару Санни Павар, как и годом ранее Джейкоб Тремблэ из нашумевшего фильма «Комната», был настолько убедителен, что мельком задумаешься: как ребенок способен так играть? Также уже не раз доказавшие свою профпригодность Николь Кидман и Руни Мара авторитетно отыгрывали свои партии и выглядели очень достойно и живо. Однако выше всяческих похвал сыграл Дев Патель. Как ни обидно, Патель за такую прекрасную игру остался лишь номинантом на «Оскар». Пусть это останется на совести киноакадемиков, однако он намного больше заслужил эту награду, чем его конкурент Махершала Али из фильма «Лунный свет».

«Лев» - картина немногословная, и главный акцент сделан на внутренних переживаниях актеров, передаваемых мимикой, однако редкие диалоги глубоки по смыслу. Например, признание героини Николь Кидман, почему усыновила двух индийских мальчиков, может и считаться главной моралью всей ленты.

Валерий Перевознюк