Образцовый самец 2

50-летний Бен Стиллер берется снова выстебывать мир моды и шоу-бизнеса, при этом делая вид, будто оригинальный фильм и сиквел не разделяет промежуток в 15 лет, за которые успели смениться мода на одежду и шутки, и сам мир.

Стиллер вернулся к образу Дерека Зулендера — супермодели с поразительно низким интеллектом и способностью останавливать предметы силой фирменного выражения лица. В первом фильме Зулендер боролся с соперником, другой супермоделью по имени Хансель (Оуэн Уилсон), и свихнувшимся модельером, который планировал убийство малайзийского политика, запретившего эксплуатировать детский труд на благо фэшн-индустрии. Напичканный камео знаменитостей (от Виктории Бэкхем до Дэвида Боуи), с очевидной, но меткой сатирой на мир моды, «Образцовый самец» был отличной комедией для своего времени, когда еще существовало понятие «супермоделей», а глянцевые журналы воспринимались как средство для получения информации, а не макулатура с рекламой.

кадр из фильма Образцовый самец 2

«Образцовый самец» не показал сверхрезультатов в прокате, но окупился (60 миллионов долларов мировых сборов на 28 миллионов долларов производственного бюджета), и заполучил в поклонники самого Терренса Малика (тот признавал, что под настроение любит пересматривать фильм Стиллера). Сиквел был снят за почти ту же сумму, которую заработала первая часть (50 миллионов долларов) и числился в списках самых ожидаемых картин 2016 года. Ожидание понятно: прокат редко блещет хорошими комедиями, новые короли и королевы юмора почему-то лучше работают на ТВ, чем на большом экране, а память о смешных фильмах со Стиллером и Уилсоном рубежа 90-х — нулевых еще жива. Но то ли одна и та же шутка, рассказанная второй раз, уже не кажется такой смешной, то ли сам Стиллер почти что избавился от амплуа комика, но «Образцовый самец 2» срабатывает исключительно на зрительской ностальгии.

Во втором фильме Дерек Зулендер уже всеми позабытая звезда подиума 90-х, обрекший себя на отшельничество в заснеженной пустыне где-то в Нью-Джерси с тех пор, как потерял жену и сына. Хансель примерно в том же положении, только спокойно живет в горе и в радости со своей оргией (один из лучших гэгов во всем фильме) в песчаной пустыне в Малибу. Из забвения обоих достает приглашение владелицы модного дома Алексаньи Атоз (Кристен Уиг) принять участие в модном шоу в Риме. В это же время фэшн-отдел Интерпола в лице экс-модели Валентины Валенсии (Пенелопа Крус) расследует череду убийств знаменитостей, оставляющих предсмертные селфи с тем же выражением лица, которым некогда был славен Зулендер.

кадр из фильма Образцовый самец 2

К шуткам над тупостью Зулендера и Ханселя в «Образцовом самце 2» добавляется еще юмор над сменой поколений в модной индустрии и мире селебритис. Так, люрексный костюм и растрепанный полубокс Зулендера перемещают его в категорию «отстой». Главные герои оказываются в мире, где в тренде модели-андрогины, закос под уличную моду и андеграунд, монобраки и смартфоны-лопаты, а самая влиятельная фигура в мире моды — это ботоксный гибрид сегодняшней Донателлы Версаче и Леди Гага. Как видите, из всего перечисленного в реальном мире пока что не существует лишь монобраков — это когда человек женится сам на себе. Потому Бену Стиллеру как режиссеру и соавтору сценария и не пришлось даже гиперболизировать реальность ради комического эффекта: «Образцовый самец 2» — это почти что остросоциальная драма. Наверное, в этом и просчет автора: мы живем в настолько абсурдное время, что высмеять его старыми приемами уже невозможно. Стиллеру надо было или идти еще дальше, доводя все до запредельного маразма, или переходить к тонкому стебу — что удачно получилось не у него, но в фильме с его участием «Пока мы молоды», где герой также пытается подстроиться под современный мир.

В «Образцовом самце 2» вроде бы все шутки построены правильно, все понятно и знакомо, но... Кто в 2010-х жил, тот в цирке не смеется. Визуальная культура насыщена до предела, безвкусица в музыке и одежде успешно поставлена на конвейер шоу-бизнеса, тогда как сам он удобно паразитирует на маргинальных явлениях. И даже начальная сцена с убийством Джастина Бибера уже не ко двору: все хейтеры насладились его «смертью» еще пять лет назад в сериале «CSI».