Омерзительная восьмерка

Если любите предыдущие фильмы Тарантино - полюбите и этот. В рубрике «Стоит ли смотреть» обозреваем «Омерзительную восьмерку», которая прикидывается зимним вестерном, подавая привычный тарантиновский киновинегрет.

Не зря фанаты находят в фильмах Тарантино отсылки между собой. Режиссер-самоучка, кажется, всю жизнь снимает один и тот же фильм, похожий на альманах пародийных скетчей на различные киножанры. «Омерзительная восьмерка» в этом смысле отлично вписалась в общий хронометраж тарантиновской фильмографии. И если Квентин, как и обещал, уйдет на покой после десятого фильма, то этот, восьмой, хорошо подходит где-то так для концовки второго акта, где, по классической драматургии, герои теряют все.

Наверное, только ленивый не знает, о чем рассказывается в «Омерзительной восьмерке». Спустя несколько лет после Гражданской войны где-то у Скалистых гор в Вайоминге сильную метель в одном и том же заведении пережидает группа подозрительных личностей. Один из них — охотник за головами Джон Рут (Курт Рассел), везущий на казнь уголовницу Дэйзи Домергью (Дженнифер Джейсон Ли), понимает что во время вынужденной остановки его «подопечную» попытаются освободить. Два года назад первый вариант сценария «Омерзительной восьмерки» оказался в Сети, Тарантино сперва психанул и свернул работу над фильмом, но, успокоившись, передумал, переписал сценарий и позвал старых друзей сыграть главные роли. Да так, что среди «восьмерки» единственным человеком, кто ранее не снимался у Квентина, оказалась Дженнифер Джейсон Ли. По иронии, но заслуженно она же получила единственные актерские номинации для фильма на «Золотом глобусе» и «Оскаре». В процессе подготовки картины Тарантино успел провести в Лос-Анджелесе читки одной из версий сценария с актерами, продавая на это мероприятие билеты по 200 долларов.

кадр из фильма "Омерзительная восьмерка"

Тим Рот, Курт Рассел и Дженнифер Джейсон Ли

Режиссерский подход Тарантино всегда состоял в том, чтобы украсть что-то из старых фильмов, лучше всего — не самых известных и уважаемых, добавив в них насилия и словесной эквилибристики. Он всю карьеру снимает пастиши, при этом не сталкиваясь с обвинениями во вторичности, отчасти потому, что делает доброе дело, пробуждая интерес к давно забытым кинокартинам либо жанрам. «Омерзительная восьмерка» исключением не стала: здесь та же масса референсов. Самый очевидный из них — перевертыш прохождения Иствуда по пустыне в «Хорошем, плохом, злом». Неочевидный — фантастический хоррор «Нечто», из которого Квентин позаимствовал концовку, Курта Рассела и даже целые куски оригинальной музыки. Причем узнавание зрителем или неузнавание конкретных заимствований значения не имеет — Тарантино не нагружает свои цитаты интеллектуальными контекстами, полагаясь, скорее, на интуицию и решающую для Голливуда шкалу оценки «круто — не круто». Так, благодаря тому, что Квентин заморочился со съемкой на пленку 65 мм и широкоформатную камеру, списанную еще в 60-х, на экране получилась смесь старого (теплого лампового) вестерна и эпиков вроде «Бен-Гура». У зрителя сохраняется ощущение, что он смотрит что-то великое, тогда как перед глазами разыгрывается камерная криминальная история, где и ставки не так уж высоки — всего лишь жизнь кучки разномастных негодяев в забытой Богом глуши.

кадр из фильма "Омерзительная восьмерка"

Дилижанс в «Омерзительной восьмерке»

Тарантино делит свой фильм на шесть глав, тогда как можно выделить лишь две: первые две трети фильма, когда кажется, что Квентин впервые в карьере вложил в свое кино глубокое политическое высказывание, и одна треть, когда видишь старый добрый кровавый замес. Впрочем, обе части весьма увлекательны. Сперва Тарантино заговаривает зрителям зубы, точно так же, как и его герои-лгуны друг дружке и проходится по (если следовать эстетике фильма) геморроидальным шишкам американской истории. Столкновения конфедератов с чернокожим, белых с черными, черных с мексиканцами, рассуждения о войне и фронтовой справедливости, признающей расстрел тут и сейчас.  При этом обыгрываемые конфликты легко выходят за рамки исключительно американских разборок. Так могли бы выглядеть встречи Большой восьмерки без соблюдения диппротокола или заседания Совбеза ООН. Никто никому не доверяет, есть сторонники силовых действий, есть нейтральный иностранец-палач, который сдерживает насилие, есть провокатор, часть участников встречи имеет давние счеты, некоторых — самых слабых — разоружают, тогда как самые опасные остаются при пушках, кто-то всем готовит, кто-то ест первый, кто-то собирает ложкой остатки. Галантерея Минни, где разворачивается действие «Омерзительной восьмерки», — это поистине та еще диорама международной политики.

кадр из "Омерзительной восьмерки"

Сэмюэл Л. Джексон и Волтон Гоггинс

В какой-то момент Тарантино понимает, что заговариается сам и, дав беззубой Домергью спеть песню, начинает пускать знакомые нам карикатурные фонтаны крови. В итоге удовлетворены и те, кто полтора часа ждал бодрого экшена, и кто с упоением вслушивался в брутальные издевки героев друг над другом. Финальная издевка самого Тарантино, над пафосными финалами старого кино и устроенный им самим сеанс демагогии — письмо Линкольна, фальшивая ценность как утешение за галлоны пролитой крови. Квентин не стал серьезен, для него все еще главное в кино — забавлять. И это с благодарностью оценят верные поклонники.