Отряд самоубийц

Американские критики изгаляются в остроумии по поводу нового фильма киновселенной DC, фанаты заочно ищут в этом большой голливудский заговор против комикс-гиганта, режиссер в оправдание цитирует Эмилиано Сапата. А ведь все это могло быть гораздо лучше — скажем мы, посмотрев, наконец-то, один из самых ожидаемых супергеройских фильмов летнего сезона. Могло и должно было быть, если бы не сценарист и постановщик Дэвид Эйр — вот кого надо бить палками за тонну упущенных возможностей сказать новое слово в жанре супергеройского фильма. В утешение сразу же предупредим, что фильм не так уж плох, как о нем пишут — завышенные ожидания не совпали с конечным результатом.

Руководству Warner Bros. и «смотрящему» за киновселенной DC Заку Снайдеру следует серьезно задуматься о том, как они организовывают работу над своей кинофраншизой. Отдел промо, например, следует премировать: годичный ажиотаж вокруг «Отряда самоубийц» — это их заслуга. На трейлеры, сделанные компанией Trailer Park, можно было писать отдельные рецензии, хотя, видя как много в них всего, возникали вопросы, а как все это получится гармонично уместить в один фильм? Никак, не получилось. Авторы фильма получили в руки неограненный алмаз (антигерои, каждый из которых яркая индивидуальность с богатой комикс-биографией, тесные связи с мифологией DC, конфликт политики и гражданского долга) — и поместили его в покрашенную под золото пластмассовую оправу.

Аманда Уоллер

Дэвид Эйр, как автор сценария и режиссер, не сумел совладать с большим количеством персонажей: одних только «самоубийц» десяток (и уголовники, и представители закона вместе), плюс «железная баба» Аманда Уоллер, собравшая всех вместе, плюс сын Клинта Иствуда, появление которого ничем не оправдано, одно крупногабаритное сверхъестественное существо и необязательные камео Бэтмена и Флэша. Сложность была в том, что весь отряд фактически впервые появляется на большом экране, каждого из них необходимо было представить. И Эйр не нашел ничего лучше, чем сделать предыстории каждого из них с трудночитаемыми титрами и закадровым рассказчиком (закадровым, Карл!) в самом начале фильма, пока зритель еще не успел даже удобно расположиться в сидении. Такой прием уместен разве что в худших фильмах подражателей Роберта Родригеса. Недосказанные личные истории «самоубийц» позже врезаны во флэшбеки, которые, как известно, очень опасная штука для массового кино, убивающая в фильме и драматическое напряжение, и динамику. Сумбурный монтаж также делает свое черное дело. И уже пошли первые инсайдерские поветрия, что, дескать, студия дала Эйру слишком мало времени для работы над фильмом.

Неудачный выход персонажей наполовину скрашивается пестротой их характеров, работой художников по костюмам и концепт-артистов. К внешнему облику и повадкам героев не придраться, среди десятки можно даже выбрать любимчика: от поехавшей Харли в шортиках пиджейки до побитой рожи Капитана Бумеранга, австралийского забулдыги, испытывающего слабость к мягким розовым единорогам. Не всем, правда, достается одинаковая доля внимания на экране: человек-крокодил, например, запомнится лишь угрожающим оскалом. Что касается нового экранного воплощения Джокера, заимствовавшего имидж у главного героя «Клубной мании», — то он изначально вспомогательный персонаж в истории Харли Куинн, но от дальнейшего знакомства с ним в следующих фильмах мы бы не отказались.

Джокер в исполнении Джареда Лето

Актерский состав «Отряда самоубийц» выкладывается по максимуму, но в тесных рамках, поставленных режиссером-сценаристом. Потому как харизма любого из героев рассеивается, когда в их уста вкладывают бессмыслицу и заставляют играть детский сад. Не пойми с чего отряд злодеев-эгоистов, который в начале лихо «не заметил потерю бойца», проявляет удивительную солидарность ближе к финалу, превращаясь в образец взаимовыручки. Возможно, причину последнего следует искать в прокатном рейтинге PG-13, из-за которого нельзя было ни упасть в трэш-угар (а персонажи позволяли), ни сгустить мрак, как это сделал Снайдер в «Бэтмене против Супермена». Создатели «Отряда самоубийц» хотели усадить свой фильм на два «стула» — тот, что занимают ребяческие «Стражи Галактики» и хулиганский «Дэдпул» — в итоге их творение плюхнулось на пол между обоими.

В сюжете супергеройских фильмов сложно отыскать что-то оригинальное, но в «Отряде самоубийц» почему-то аукнулись (по причине утечки информации или чей-то недальновидности?) мотивы из соперничающих блокбастеров, выпущенных за последние два года. Мелодраматические линии, как в «Дэдпуле», история про доченьку, о которой печется герой-преступник — как в «Человеке-муравье», божества из далекого прошлого — как в «Людях Икс: Апокалипсис», слабоумие и отвага — как в упоминавшихся уже «Стражах Галактики», управление фантазиями героев — как в «Мстителях 2». В «Отряде самоубийц» при наличии сильнейших исходных данных не удалось закрутить захватывающий сюжет с намеком на новизну и небанальность. И хуже то, что его не удалось закрутить с соблюдением логики происходящего. Неоднократно вовремя просмотра возникают вопросы, с какого вдруг такой-то объект или персонаж оказались в нужный момент в нужном месте? И совсем катастрофа с костяком сюжета: отряд собирают не ради конкретной миссии, а на всякий пожарный — и о чудо! — буквально на следующий день происходит апокалипсис в отдельно взятом городе, для которого, ну слава Богу, пригодились мерзавцы из строжайшей тюрьмы в Луизиане.

Отряд самоубийц

Как испорченное блюдо пытаются исправить, обильно полив соусами, так и в «Отряд самоубийц» добавили драйв за счет саундтрека. Да, мы услышим и «Богемскую рапсодию», и «You Don’t Own Me», звучавшие в трейлерах, но кроме них еще десяток хитов — от Black Sabbath до Эминема, не всегда уместных и слишком заслушанных, чтобы выполнять роль пикантной приправы к происходящему на экране. Потому настоящим спасением для фильма оказываются комедийные моменты, в которых герои лучше всего раскрываются как команда симпатичных подонков: несколько хуков дамочкам, циничных комментариев к чужому сентиментальному порыву и стеб над самими «самоубийцами». Пожалуйста, перемонтируйте кто-то этот фильм в полноценный пародийный боевик!

Что в «Отряде самоубийц» хорошо:
— юмор
— главные герои
— актерский состав

Что в «Отряде самоубийц» плохо:
— сценарий
— монтаж
— режиссура
— музыкальное оформление

Что надо не пропустить в «Отряде самоубийц»:
— тизер после первых финальных титров. Не благодарите.