Каждая киноработа Джима Джармуша — долгожданное событие для критики и поклонников. Философские и медитативные, его картины показывают все грани жизни, которые мы намеренно не замечаем. На сей раз классик американского независимого кинематографа задался целью визуализировать поэзию. «Патерсон», премьера которого состоялась на Каннском фестивале, — история, созданная в духе японского минимализма. Лента повествует о «маленьком человеке», который пишет странные стихи, восхищается другим литератором и раскрывается в объективе у главного кинопоэта современности, Джима Джармуша.
Водитель рейсового автобуса Патерсон (Адам Драйвер) живет в провинциальном городке под названием… Патерсон, штат
Структура «Патерсона» типична для авторской ленты. Здесь нет явной завязки, приглашающей в «путешествие», основная часть состоит из сплошных повторений, а финал и вовсе оставляет тебя наедине с вопросом, что же будет дальше (хотя продолжение не обещано). Персонаж Адама Драйвера только на первый взгляд кажется робким, мягкотелым и всеядным, вызывающим смешок и легкое раздражение. Приглядевшемуся зрителю открывается цельный, достойный, неиспорченный благами, человек, чья жизнь — сплошное созерцание красоты. «Счастье в малом» — жизненное кредо Патерсона, которое в итоге делает счастливыми всех окружающих: жену, получившую в подарок новую гитару, пса, избежавшего наказания, знакомую в баре, чью проблему герой попытался решить
С одной стороны, автор показательно иронизирует над серыми буднями
Кино без антагониста — большой риск, но еще бόльшая авантюра сделать главного героя исключительно положительным. В его доброте, чистоте и трепетности хочется отыскать червоточину, сорвать маску святоши, но режиссер лишает такого удовольствия, как бы противопоставляя центрального персонажа зрителю. Патерсон искренне любит все, что у него есть: жену, работу, собаку, чужую поэзию, крохотный домик, покосившийся почтовый столб. Людей, которых каждый день перевозит в автобусе, чувствуя ответственность за их безопасность, и тех, кого встречает по пути домой. «Он не завидует, не гордится, не превозносится, не мыслит зла». Но самое немыслимое — творить его заставляет жажда жизни, а не славы, и это то, чему непременно хочется научиться.
Смотрю такие фильмы в основном дома и под настроение. Заинтересовал необычный персонаж Адама Драйвера, так что, постараюсь посмотреть.