рецензия на фильм Патерсон

Каждая киноработа Джима Джармуша — долгожданное событие для критики и поклонников. Философские и медитативные, его картины показывают все грани жизни, которые мы намеренно не замечаем. На сей раз классик американского независимого кинематографа задался целью визуализировать поэзию. «Патерсон», премьера которого состоялась на Каннском фестивале, — история, созданная в духе японского минимализма. Лента повествует о «маленьком человеке», который пишет странные стихи, восхищается другим литератором и раскрывается в объективе у главного кинопоэта современности, Джима Джармуша.

Водитель рейсового автобуса Патерсон (Адам Драйвер) живет в провинциальном городке под названием… Патерсон, штат Нью-Джерси, со своей женой Лорой (Голшифте Фарахани) и ее любимой собакой. Каждое утро он просыпается в одно и то же время, отправляется на работу, где весь день проводит за рулем, слушая разговоры пассажиров. Дома его встречают вдохновленная супруга и плоды ее странных увлечений. Мужчина пытается придать обыденности особый смысл, сочиняя стихи и записывая их в небольшой бумажный блокнот. Казалось бы, ничего не способно нарушить его идиллию, однако в один субботний вечер все меняется.

Структура «Патерсона» типична для авторской ленты. Здесь нет явной завязки, приглашающей в «путешествие», основная часть состоит из сплошных повторений, а финал и вовсе оставляет тебя наедине с вопросом, что же будет дальше (хотя продолжение не обещано). Персонаж Адама Драйвера только на первый взгляд кажется робким, мягкотелым и всеядным, вызывающим смешок и легкое раздражение. Приглядевшемуся зрителю открывается цельный, достойный, неиспорченный благами, человек, чья жизнь — сплошное созерцание красоты. «Счастье в малом» — жизненное кредо Патерсона, которое в итоге делает счастливыми всех окружающих: жену, получившую в подарок новую гитару, пса, избежавшего наказания, знакомую в баре, чью проблему герой попытался решить по-мужски.

рецензия на фильм Патерсон

С одной стороны, автор показательно иронизирует над серыми буднями водителя-поэта, с другой — заставляет зрителя тут же раскаяться в своих насмешках. На изломе этих двух чувств Джармуш достигает максимальной лояльности публики, объяснимой легким ощущением вины за свой цинизм. Главным конфликтом является, пожалуй, конфликт главного героя с новой моделью мира, научно-техническим прогрессом. Он намеренно отказывается от потребления, использования гаджетов для личного комфорта, становясь собирательным образом того вымирающего вида людей, которые все еще встречаются на улице вместо созвона по скайпу и пишут друг другу живые письма.

Кино без антагониста — большой риск, но еще бόльшая авантюра сделать главного героя исключительно положительным. В его доброте, чистоте и трепетности хочется отыскать червоточину, сорвать маску святоши, но режиссер лишает такого удовольствия, как бы противопоставляя центрального персонажа зрителю. Патерсон искренне любит все, что у него есть: жену, работу, собаку, чужую поэзию, крохотный домик, покосившийся почтовый столб. Людей, которых каждый день перевозит в автобусе, чувствуя ответственность за их безопасность, и тех, кого встречает по пути домой. «Он не завидует, не гордится, не превозносится, не мыслит зла». Но самое немыслимое — творить его заставляет жажда жизни, а не славы, и это то, чему непременно хочется научиться.