В 2014 году вышла музыкальная драма «Одержимость» от неизвестного молодого постановщика Дэмьена Шазелла. Эта лента неожиданно получилась настолько сильной, что заслуженно удостоилась многих престижных наград. Следующий проект перспективного постановщика увидел свет в 2016 — знаменитый мюзикл «Ла Ла Лэнд», только укрепивший мнение, что за Шазеллом — будущее кинематографа. Два года спустя режиссер выпускает фильм о человеке, маленький шаг которого стал большим прыжком для человечества, — о Ниле Армстронге, первом в мире, чья нога ступила на Луну. Как Шазелл может так удобно себя чувствовать в каждом жанре — загадка, но все три фильма по-своему шикарны, в них невозможно не узнать его спокойную и рассудительную режиссерскую манеру. «Человек на Луне» (в украинском прокате — «Первый человек») — один из лучших фильмов года и будет фигурировать во всех годовых киноитогах.

В центре сюжета фильма — астронавт Нил Армстронг (Райан Гослинг), которому посчастливилось попасть в набор NASA, где готовили людей для полета на луну. «Первый человек» — это идеальный по всем параметрам байопик, основанный на книге Джеймса Р. Хэнсена «Первый человек: Жизнь Нила О. Армстронга». Каждый слышал о высадке американцев на земной спутник в 1969 году, но, скорее всего, поверхностно. За сухими фактами остается личная история Армстронга и то, через что ему пришлось пройти.

рецензия на фильм "Первый человек" / First Man 2018

Плюс ленты в том, что она не сосредотачивается лишь на пути Армстронга к Лунному триумфу, как это принято в кинобиографиях. «Первый человек» фокусируется именно на том, что зачастую остается за кадром подобных историй — на его взаимоотношениях в кругу семьи, состоянию души, а уже потом — о работе. В биографии Армстронга присутствует один печальный факт, который и стал основой для драматического конфликта в фильме. Этот факт как раз и привяжет к экранному персонажу, несмотря на то что его дальнейшая победа с высадкой на Луну известна изначально.

Нил Армстронг представлен как закрытый, молчаливый человек, крайне редко показывающий свои эмоции. Причем не важно — летит ли он на Луну, или же просто прощается с детьми перед этим полетом. В этом фильм «Первый человек» похож на своего главного героя — он также прохладный, снятый с невозмутимым спокойствием. Но именно потому раскрытие главного героя происходит почти идеально.

«Первый человек» не только показывает во всей красе подготовку пилотов (тут вам и специальные тренажеры, и центрифуги, и другие невероятные вещи космической отрасли тех лет), многочисленнее испытания, усиленные соперничеством Америки с СССР, но и жизнь астронавтов вне работы. Замечательно, что лента не зациклилась только лишь на науке, но был выдержан баланс между научной составляющей и драмой.

рецензия на фильм "Первый человек" 2018

В свое время новость о том, что, что именно это лента станет следующей работой Дамиэна Шазелла, удивила, ведь с байопиками он еще не работал. Здесь нет музыки, танцев, экспрессии и того творческого плацдарма, на котором смог бы развернуться этот постановщик. Здесь кардинально другая «кинокухня». Но Шазелла, по-видимому, это не сильно беспокоило. Он доказал, что талантливый режиссер — талантливый во всех жанрах. Казалось бы, что нового можно предложить в кино о космических миссиях, ведь такие умельцы, как Нолан со своим «Интерстелларом», Кубрик со своей «Одиссеей», и Куарон со своей «Гравитацией», да и многие другие, уже давно поставили планку качества фильмов о космосе, которую очень сложно не то, что переступить, но и дотянуться до неё. Шазеллу же удалось сделать нетривиальную историю о космосе, красиво смешанную с человеческой историей, и при этом не упустить технические детали, ведь у Шазелла хорошо себя чувствуют и актеры, и картинка, и музыка, и все остальное. «Первый человек» уже влюбил в себя американских критиков и зрителей, и это, безусловно, один из номинантов будущих «Глобуса» и «Оскара».

Вспомните фильмы Майкла Бэя или Роланда Эммериха, в которых американский флаг и показательный патриотизм доминируют и режут глаз все время. И, не смотрев «Первого человека», кто-то может сгоряча навесить на ленту ярлык пропагандистской, ведь здесь показано величие Америки — но это не такая пропаганда, как, например, российский фильм «Время первых». Да, «Первый человек» адресован перво-наперво американскому зритель, однако в ней нет того навязчивого восхищения Штатами, как зачастую во многих схожих фильмах.

рецензия на фильм "Первый человек" 2018

«Первый человек» зрелищен, его достоинства можно перечислять долго. Идеальная картинка, изумительный звук, мощная постановка, отличная игра актеров! Теплая гамма цветов, атмосферное зернистое изображение. Добавленный «шум» стилизировал кино под время, в которое происходили показанные события, и даже флешбеки казались самой настоящей хроникой. В то же время трясущаяся камера и чересчур крупные планы казались дискомфортными, и фильму бы больше подошла масштабность, как, к примеру, в «Интерстелларе». Зато саундтрек в исполнении Джастина Гурвица — это просто космос. Третий «Оскар», можно считать, уже в его кармане. И, конечно, отдельно упомянуть стоит главных актеров — Райана Гослинга и Клэр Фой. По большому счету, Гослингу нечего было показывать, ведь Армстронг — флегматик, но в нужные моменты он выдавал требующийся нерв. Ясно одно: если Гослинг продолжит сниматься у Шазелла, то его ждет много-много наград. Фой исполнила роль жены Арсмтронга, которая по характеру кардинально отличалась от мужа, и отлично передала образ женщины, жизнь которой сложно назвать безмятежной.

Возможно, лента не всем придется по душе из-за того, что в ней местами есть перебор с медлительнным ритмом. Однако она может заворожить глубоким эффектом погружения в происходящее, дав прочувствовать на себе то, что испытывают астронавты не только на работе, но и вне ее. Путь, который выбрал Шазелл, еще не обкатан, режиссер не изменил себе и своему видению.