рецензия на фильм "Призрак в доспехах" (2017)

Американская адаптация культового киберпанка «Призрак в доспехах» — это двухчасовое погружение в перенасыщенный технологиями, мерцающий мир будущего, от наслаждения которым отвлекает вторичный технофобский сюжет.

Во франшизу «Призрак в доспехах» входят одноименная манга Масамунэ Сиро, три полнометражных аниме, сериалы и видеоигры. Добавьте к этому ветки фанатских обсуждений философской составляющей «Призрака в доспехах», да научные и квазинаучные статьи, в которых с чем только не связывают придуманную Сиро историю: и с древнегреческими мифами, и с марксизмом. При этом автор манги черпал вдохновение из книги «Дух в машине» британского писателя Артура Кёстлера, комментировавшего идеи Рене Декарта о теле и душе. Потому желание студии Dreamworks снять голливудский блокбастер на специфическом японском манга/аниме материале изначально вызывала опасения у поклонников «Призрака в доспехах». Небеспричинно: американцы любят все упрощать и не потерпят мировоззренческих вольностей, чуждых массовой западной аудитории. А они, вольности, в оригинале как раз были. Так, в аниме 1995 года киборгизация людей воспринимается как само собой разумеющееся, и в команде Девятого отдела среди улучшенных наукой агентов ущербным себя чувствует почти «натуральный» Тогуса.

В фильме 2017 года все наоборот: здесь открыто звучит идея о том, что заигрывания с технологиями — это зло, главная героиня-киборг мучится своей неполноценностью, ее коллега Бато не рад замене глаз на импланты. Прогрессивная технофилия оригинального «Призрака в доспехах» в новом фильме уже сведена на нет. А потому и написанный американцами сюжет воспроизводит многие другие голливудские клише последних лет, поминая и коварные корпорации, и мнимого злодея, оказавшегося жертвой где-то под конец второго акта, и длительные поиски себя главным героем. При этом режиссер Руперт Сандерс покадрово воспроизводит сцены из различных проявлений франшизы «Призрак в доспехах» — что было понятно еще по трейлерам.

До премьеры нарекания среди аудитории и киносообщества вызвал и кастинг — из-за того, что называется whitewashing, когда на роли персонажей-японцев взяли европеоидных актеров. О расе главной героини манги можно, конечно спорить, но ее имя — Мотоко Кусанаги — явно подошло бы актрисе-азиатке, а не Скарлетт Йоханнсон, взятой на роль, естественно, ради потенциальной кассы. На этот упрек ответ дается в самом фильме, когда мы знакомимся с протагонисткой под именем не майор Кусанаги, но майор Мира Киллиан. Хотя сюжетный твист с ее настоящей личностью как раз тянет на расистскую шутку, как минимум, со стороны создающей киборгов корпорации. Йоханссон в целом вписывается в роль киборга только благодаря мимике, а вот актерская биомеханика не та: она карикатурно имитирует походку робота, а приземистое телосложение делает вульгарными сцены, где майор ходит в термо-оптическом камуфляже, который легко спутать с полной наготой.

рецензия на фильм "Призрак в доспехах" (2017)

Данью уважения Стране восходящего солнца в интернациональном актерском ансамбле «Призрака в доспехах» является Такеши Китано, который единственный-то в Девятом отделе говорит по-японски. Он почти весь фильм заместо свадебного генерала, пока в нужный момент не воспользуется оружием, как в своих старых боевиках, приговаривая: «Не посылай кролика убивать лиса».

Не посылай американских киношников разбираться в трансгуманизме — пусть лучше делают то, что у них получается лучше всего, а это экшен и VFX. Так мы переходим к лучшей составляющей «Призрака в доспехах» 2017 года. Над футуристическим миром фильма трудилось больше дюжины компаний, занимающихся специальными и визуальными эффектами, и трудилось не зря. Цитированные из аниме кадры с парениями в и над городом оправдывают просмотр в 3D, также очень удачны визуальные решения для флэшбеков, галлюцинаций и сцен, происходящих в виртуальном пространстве. Кажется, что на создание «Призрака в доспехах» были брошены лучшие силы дизайнеров, взращенных на фестивальных программах Ars Electronica. Улицы будущего выглядят именно так, как могли бы привидеться в кошмарах урбанистам — это агрессивная мультимедийная среда, в которой хочешь не хочешь, а надо себе в организме что-то компьютеризировать, иначе можно с ума сойти. При этом в беспрерывно мерцающем и шумящем городе так и не решены проблемы экологии, проституции, уличного насилия и бродячих собак. Зато здесь можно вставить себе искусственную печень, чтобы пьянствовать без последствий. Просмотр «Призрака в доспехах», если увлечься не сюжетом, но антуражем, может вызвать тот же культурный шок, что, например, у зрителей «Трона» в 1982 году, впервые увидевших на большом экране обилие компьютерной графики. Графике как раз свойственно устаревать, и вполне вероятно, что годы спустя «Призрак в доспехах» будет выглядеть так же смешно, как и упомянутая работа Стивена Лисбергера. Но пока что голливудский вариант японского киберпанка является отличным примером, как с помощью дорогих VFX можно не обеднять, но развивать киноязык.