Сила воли

1933 год. Афроамериканец Джесси Оуэнс (Стефан Джеймс) поступает в университет Огайо вовсе не для того, чтобы учиться: его отбирает в свою команду тренер Ларри Снайдер (Джейсон Судейкис), мечтающий попасть на Олимпиаду-1936 в Берлин. Несмотря на сложности, с которыми вынужден столкнуться талантливый бегун на пути к успеху (расизм, бедность), Джесси поедет в нацистскую Германию и удивит весь мир.

В США долгое время обходили вниманием титулованного легкоатлета Джесси Оуэнса, сумевшего совершить невероятное: завоевать на одной Олимпиаде 4 золотых медали, неприятно удивив нацистское руководство. Олимпиада 1936 года планировалась немцами, в частности Геббельсом, как пропаганда арийского превосходства во всем мире. Германия действительно заняла первую строчку в рейтинге команд, собравших наибольший медальный урожай. Тем не менее именно чернокожий легкоатлет из США стал легендой Игр, заставив говорить о себе всех — друзей, наставников, недоброжелателей — с придыханием. Режиссёром байопика «Сила воли» стал Стивен Хопкинс, известный в 90-х по жанровым лентам «Хищник 2» и «Призрак и Тьма»; теперь же ему поручили показать на экране ура-патриотическую ленту о бегуне, преодолевающем жизненные трудности и в финале неизбежно празднующем свой триумф.

Сила воли

То, что создатели наконец-то обратили внимание на реального героя Олимпиады — несомненный плюс для неиссякаемого биографического жанра. Однако «Сила воли» (в оригинале «Бег») не оправдывает надежд ни любителей историй об известных личностях, ни ценителей хорошего вдумчивого кино. Главный герой показан смазано и отрывчато: Стефан Джеймс, неплохо справляющийся с амплуа, никак не может повлиять на картонный и шаблонный сценарий об одном из самых сильных бегунов в истории. Начало фильма обманчиво дарит надежду на закрученный сюжет и любопытные вводные: в Америке, приходящей в себя после депрессии, «черные» продолжали сталкиваться с ужасами сегрегации вплоть до 1960-х. Тема расизма раскрыта Хопкинсом в прямом смысле на уровне раздевалки: парни из команды по регби бросают неприятные шуточки в адрес Джесси и его чёрных напарников. Молодой бегун избегает трений, не вступает в дискуссии, а просто делает свою работу: стремится попасть в состав олимпийской сборной и установить рекорд.

Второй момент, на котором могли сыграть авторы, — это подготовка к Играм-1936 в самой нацистской Германии. Хопкинс «отряжает» героя Джереми Айронса, предпринимателя и симпатика Третьего Рейха, в Берлин, где молчаливый Геббельс (Барнаби Мечурат) должен убедить его не бойкотировать Олимпийские Игры. «Переводчицей» между американцем и немцем служит героиня Кэрис ван Хаутен — режиссёр Лени Рифеншталь, снимавшая для Гитлера пропагандистские монументальные фильмы. Противоречивая фигура Рифеншталь в глазах авторов по непонятным причинам оказывается обаятельной женщиной, восхищающейся добротой и успехами американцев. Таким образом, режиссёр, ловко избегающий эпизодов с реальной политикой Рейха в отношении других народов, «очеловечивает» нацизм, что, несомненно, вносит сумятицу в фильм о Джесси Оуэнсе. Единственным просветом в сценарии оказывается неожиданная дружба двух конкурентов — чемпиона по прыжкам в длину Луца Лонга (Давид Кроос) и самого Джесси.

В итоге приходится наблюдать странную картину: история одного подвига расщепляется на множество эпизодов, которые совершенно не уживаются вместе, а кульминация фильма наступает в последние 25 минут более чем двухчасового хронометража. Впрочем, для тех, кто устал читать статьи в Википедии, «Сила воли» станет прекрасной альтернативой.