19 лет назад индийский режиссер М. Найт Шьямалан подарил миру ленту «Неуязвимый» с Брюсом Уиллисом и Сэмюэлем Л. Джексоном в главных ролях. Лента рассказывала об обычном мужчине, который обнаружил в себе невероятные способности, делающие его настоящим супергероем — он был неуязвимым, то есть не чувствовал боли, был очень сильным, крепким, и мог, прикоснувшись к человеку, увидеть его злые деяния и помыслы. Однако тогда еще мир не любил так комиксы в кино, как сейчас, поэтому картину холодновато приняли и критики, и зрители, да и кассовые сборы дали понять, что идея такой супергероики, так сказать, не зашла. Но идея была довольно необычна и хороша, и смотреть ленту очень интересно даже сейчас за счет непривычной манеры повествования. «Неуязвимый» не развлекал спецэффектами, различными нереалистичными штуками или прочими вещами, свойственными супергеройскому жанру. Он более правдоподобно и здравомысляще показал, что будет, если в нашем мире появиться супергерой, как он будет себя чувствовать в обществе, и какие у него будут мысли. В «Неуязвимом» не было пафосных превращений, а лишь исследование, каково это — быть не таким, как все, и как с этим жить. Со временем, разумеется, лента все же обрела свою культовость, что, собственно, и позволило Шьямалану далее развивать свою идею, но уже совсем под другим углом.

Так мир увидела 2 года назад — 17 лет спустя — картина «Сплит», рассказывающая о человеке, имеющем множественное расстройство личности, среди которых был и сверхъестественный Зверь, способный на невероятные вещи: он и по стенам лазает, и человека съесть может, и прыгает выше всех, да и силушку богатырскую имеет. В общем, полный набор настоящего пацана с района (забегая наперед, скажу: у Шьямалана также не получается шутить во время фильма, и все попытки получаются приблизительно вот такими). «Сплит» довольно-таки неплохо зашел, а концовка и вовсе прямолинейно намекнула, что это продолжение «Неуязвимого», отчего все фанаты упали в обморок от счастья.

Ждать 17 лет, дабы снять продолжение, Шьямалан не стал, и решил ковать железо, пока оно горячо. Он собрал всех главных действующий лиц из предыдущих фильмов линейки, решив устроить им всем совместную вечеринку, в которой бы наконец-то зритель осознал супергеройский и загадочный мир М. Найт Шьямалана.

Стоит ли смотреть: «Стекло»

В связи с этим, «Стекло» можно было видеть во многих ТОПах самых ожидаемых фильмов всего 2019 года, поскольку это должно было стать логическим завершением идеи постановщика, в которой будет все: отличный сценарий, классные актеры, знающий свое дело режиссер и все остальное. Трейлер только подтверждал все эти мысли, но пришла пора выхода в прокат… Лучше б эта пора не приходила никогда, и Шьямалан удовлетворился бы дилогией, а не так сильно облажался.

Наши дни, Филадельфия. Дэвид Данн (Брюс Уиллис), используя свою неуязвимость и дар, продолжает благое дело и, а-ля Бэтмен, старается проучить плохих людей за их непорядочные поступки. В тоже время в том же городе обитает Кевин Крамб (Джеймс МакЭвой), продолжающий похищать школьниц, как это было в «Сплите». Дэвид давно уже желает выследить того, кто занимается этим, поэтому все время прочесывает те места, где в большинстве случаев пропадают девушки. Но когда два врага увидели друг друга и начали схватку, в самый разгар всего их окружает спецназ во главе доктором Элли Стейпл (Сара Полсон), который упекает их в психиатрическую больницу. В этом же лечебном заведении находится и человек-гений, безумно обожающий комиксы и считающий их продолжением реальности, Мистер Стекло (Сэмюэл Л. Джексон), который страдает от необычной болезни, чьи кости могут сломаться даже от незначительного внешнего усилия. Им предстоит пройти терапию у психолога, которая утверждает, что они совсем не супергерои, а обычные сумасшедшие, вообразившие себя кем-то невероятным, а их суперспособности можно с легкостью объяснить логическим путем.

Стоит ли смотреть: «Стекло»

Первое, что стоит сказать о фильме «Стекло», так это то, что он — полнейшее разочарование последнего времени и, разумеется, самый слабый фильм всей трилогии. Каждая из двух предыдущих имела свою философию, видение и чем-то расширяла данную киновселенную, привнося некую новизну. «Стекло» же обещал быть захватывающим триллером, интересной историей, выходящей за грани понимания, ведь Шьямалан, как никто другой, умеет удивлять неожиданными способами. Плюс ко всему этому, еще и очень хотелось посмотреть, как именно он собирается развить до эпопеи свою Идею о супергеройском мире. Но на деле же — мы увидели совершенно иное кино, стремящееся поразить всей свою псевдоинтеллектуальностью п.осредством ужасно дырявого и абсурдного сценария. Название символично — как разбитая вдребезги сильная задумка, которую воплотить таки не смогли

Цельной картиной «Стекло» не является, все сумбурно и рваным монтажом старается донести зрителю: то пафосные нравоучения, то реверансы к миру комиксов, то напыщенную мудрёную философскую мораль.

Порой во время просмотра приходила в голову мысль, что создатели не знали, что им делать дальше. Невозможно логическим образом объяснить все нестыковки. Ну серьезно, если сидящий в зале зритель видит все проблемы, которые нужно было обязательно изменить после просмотра черновых версий фильма, то как это не увидели продюсеры и режиссер?

Стоит ли смотреть: «Стекло»

Лента претендует на интеллектуальное кино, однако у авторов не получается ничего, кроме как пичкать нас пустыми бессмысленными диалогами и проблемами на проблеме, разрастающимися в геометрической прогрессии. «Стекло» —лента, которая должна была немного встряхнуть кинематограф, подтолкнуть его к чему-то новому, дать неожиданную пощечину зрителю, однако она не предлагает ничего такого, чего мы не видели в других кинопроизведениях, к тому же гораздо интересней и лучше, чем здесь.

Критическое состояние «Стекла» стараются спасать актеры, но у них не получается склеить все разбитое. МакЭвой, как и в «Сплите», шикарен, но из-за всеобщих проблем даже он начинает переигрывать. Еще картину пытается вытянуть идеальный Сэмюэл Л. Джексон, как своей игрой, так и харизматичностью персонажа.

Если вы ждали от «Стекла» экшена, умопомрачительных сюжетных поворотов в стиле Шьямалана, психологических игр и безбашенной развязки, то, как вы поняли, этого всего вы не получите. Как можно было упустить весь имеющейся потенциал, таких классных героев и такую задумку? Честное слово, лучше б этого фильма вообще не было, и мы все довольствовались предыдущими двумя картинами. Двухчасовая лента даже не думает разгоняться и когда приходит время финального акта, уровень скуки и «фейспалма» лишь повышается. Эффекта увлекательности даже близко не чувствуется.

Концовка могла бы быть интересной, но кроме недоумения не вызывает ничего. Несовершенство превращается в неразбериху, а потом — в полнейший абсурд. В этом и все «Стекло». Шьямалану не удалось сделать даже то, что у него всегда получалось очень хорошо: он не сумел даже придать ленте нужной атмосферы напряженного триллера, которой все ждали, и не сумел поиграться со зрителя в своем фирменном стиле. Картинка и музыка хотели этому поспособствовать, но все равно не дотянули.

Забегая наперед, можно сказать, что «Стекло» — самое большое разочарование всего 2019-го, и под конец года оно получит свое место в нашем ТОПе худших фильмов. Так, скорее всего, и будет, и все же обидно, что потенциально сильная концепция супергероики была попросту слита.