К просмотру и, тем более, критике новых украинских фильмов надо подходить очень осторожно. Изначально есть риск того, что качество фильма будет желать лучшего, но подвергать его критике язык не повернется, поскольку — как же можно ругать СВОЕ? Если уж что-то нашего производства в кои веки вышло в прокат, то его и его создателей надо всячески поддерживать, а не отчитывать и хаять. А те, у кого язык таки повернется, могут и сами отхватить, мол, «где твоя толерантность к отечественному продукту? Это ж СВОЕ, как можно его не хвалить?». И в этом кроется главная проблема: чем больше поощрять наши фильмы, которые, мягко говоря, не получились, и их создателей — тем меньше шансов на то, что украинский кинематограф будет прогрессировать. Киноделы не захотят учиться на своих ошибках и совершенствоваться, а лишь продолжат дальше пилить ленты низкого сорта. Однако «первый» (почему он позиционируется как первый в этом жанре — странно, ведь «Тени незабытых предков» тоже так себя называли) украинский фэнтези-фильм «Сторожова застава» («Сторожевая застава») поругать хочется лишь конструктивно, а не злобно бомбить, как это было с «Правилом боя» и «Дзидзьо: Контрабас».

«Сторожевая застава», снятая по мотивам одноимённой книги Владимира Рутковского, повествует об обычном школьнике Вите, случайно попавшем через загадочный портал прямиком в Киевскую Русь 11–12 веков. Там он знакомится с тремя могучими богатырями и, чтобы вернуться обратно, ему нужно пройти множество опасных испытаний и помочь защитить Заставу от половцев.

Стоит признать, что «Сторожевая застава» очень неплохо передает дух и эпос тех времен. При наличии некрупного для жанра бюджета (всего лишь 40 миллионов гривен) костюмы, локации, сьемка и визуальные эффекты выглядят достаточно красиво. Эти сильные стороны фильма демонстрируются почти с первых минут просмотра и делают то, что от них требуется — действительно вызывают интерес и погружают в экранный мир. С удерживанием зрительского интереса поначалу «Сторожевая застава» тоже справляется. Начало действительно удивило, ведь не всегда можно увидеть что-то более-менее адекватное и приятное для глаз от украинского прокатного фильма.

рецензия на фильм "Сторожевая застава"

Это чувство, честно говоря, продержалось до конца просмотра и потому на звание кошмарного кино «Сторожевая застава» не тянет. Но и хорошей ее тоже, к сожалению, не назовешь. Ужасно шаблонный, пустой и пресный сценарий вызывал проблемы даже у упомянутых крепких фильма. Окей, картинка — пойдет, сюжет выстроили, парочку приятных и харизматичных персонажей добавили, юмора тоже подвезли, ну, а дальше что? Надо же развивать свои преимущества, а не выезжать на одних и тех же шутках, действиях персонажей и однотипных диалогах. К примеру, в ленте есть богатырь Олежко (Роман Луцкий). Герой он действительно очень классный, однако сценаристы так сильно перегнули палку, что сделали из него назойливого дурачка, упустив весь потенциал персонажа. С другими героями идентичная проблема, притом что игра актеров была достаточно неплохой.

Массу лишних моментов, снятых исключительно для того, чтобы растянуть хронометраж, можно было обработать более логично. Половцы, желающие захватить Заставу, больше напоминали гастарбайтеров, которые хотят отжать ларек с шаурмой на чужой территории, дабы создать там свой бизнес, но не как антагонистов. Они не были страшные и не «нагнетали обстановку», как это должно быть.

Из-за вышеперечисленного «Сторожевую заставу» нельзя поставить в один ряд с популярными иностранными фэнтези, однако она смогла заинтересовать и в некоторых моментах даже заставила от души посмеяться. Если авторы будут больше стараться и не творить с мыслью «и так сойдет» хоть в каком-то аспекте производства, то, вполне возможно, через пару лет мы можем получить действительно хороший украинский жанровый фильм. Речь не идет не исключительно о создателях «Заставы», а вообще о всех киноделах отечественного кинематографа.