Усилиями режиссера поттерианы Warner Bros. вернула на экраны старый мачистский сюжет. В результате получился блокбастер для женской аудитории с трансцендентальной идеей близости к природе и политической подоплекой.
Контекст фильма «Тарзан: Легенда» гораздо интереснее его самого. Архетипичный персонаж взращенного в дикой природе мужчины впервые появился в серии произведений Эдгара Райса Берроуза в 1912 году. И уже спустя несколько лет Тарзан появился в немом кино. Расцвет сюжета пришелся на 1930-40-е благодаря кинофраншизе с Джонни Вайсмюллером в главной роли — профессиональным спортсменом, превратившимся в секс-символ экрана. За почти сто лет появилось около 200 кино- и телепроектов о Тарзане, и каноничное его изображение на экране всегда привязывалось к физическим характеристикам (после Вайсмюллера были и другие спортсмены-актеры). Тарзан — это тело, мышцы, недюжинная сила и узнаваемый первобытный вой. Психологические составляющие персонажа — его влечение к Джейн и попытки найти связи с цивилизованным обществом. Тарзан — супергерой в набедренной повязке, потому и бесконечно перезапускать франшизу о нем можно по тому же принципу, что и супергеройское кино: косметически обновлять историю и максимально довольствоваться благами новых кинотехнологий. В картине «Тарзан: Легенда» так и поступили, позвав на главную роль — на радость дам — Александра Скарсгарда.
Нет смысла воспроизводить знакомый всем с детства сюжет о Тарзане — так подумали создатели фильма. Более того, легендарность этой истории в ленте даже обыгрывается. Тарзан много лет как покинул африканские джунгли, возобновился в правах графа Грейстока, занял место в Палате лордов и научился красиво держать чайную чашку, отставляя мизинец в сторону. Но другие то и дело ждут от него какой-нибудь дикарской выходки, некорректно подтрунивая или провоцируя, как обезьянку в зоопарке. Книжная же история Тарзана (гибель родителей, взросление среди горилл, знакомство с Джейн) разбросана во флэшбеках — таким же образом поступили сценаристы «Геркулеса» с Дуэйном Джонсоном и такой метод, вероятно, и далее будет использоваться в Голливуде для обработки всем известного фабульного материала.
«Тарзан: Легенда» рассказывает не о выходе из джунглей, а о возвращении в них. Для этого понадобилось вписать в сценарий заговор бельгийских колонистов. События картины происходят на территории Конго (нынешней ДР Конго). В 1885 году на конференции европейских держав в Берлине бельгийский король Леопольд ІІ легализовал свои конголезские колонии как частную территорию, прикрывшись высокопарными заявлениями о филантропии и развитии региона. На самом же деле, его колонизаторская политика обернулась фактически 20-летним геноцидом местного населения (количество погибших по разным оценках доходит до 10 миллионов) и разорением природных богатств. Благодаря огласке, в том числе и публикации «Сердца тьмы» Джозефа Конрада, описавшего свой вояж по Конго, случился крупнейший международный скандал, и под давлением мирового сообщества управление колонией перешло в руки бельгийского парламента. Бесчинства королевских наместников в Конго происходили с молчаливого попустительства других европейских держав и окончились незадолго до кончины самого Леопольда. Все это дело тем интереснее вспоминать сегодня, когда именно в Бельгии находятся руководящие органы Европейского Союза. А сто с лишним лет назад Европа объединилась как раз ради того, чтобы приструнить это небольшое западноевропейское государство, при этом ключевую роль в решении конголезского вопроса сыграла Великобритания. Тема бельгийцев в Конго, кстати, продолжится в кино — на очереди фильм «Жадовиль», рассказывающий о конфликте у одноименного населенного пункта в середине ХХ века.
Вся история колониальных мытарств Конго в фильме «Тарзан: Легенда» рассказывается бегло и упрощенно — но это тот случай, когда спасибо хотя бы за упоминание. Так, инициатором борьбы за свободу угнетенных в картине оказывается не британец Грейсток-Тарзан, а темнокожий американец с говорящим именем Джордж Вашингтон Уильямс (актер — Сэмюэл Л. Джексон). Сторону зла представляет посланник бельгийского короля Леон Ром (между прочим, реальный исторический персонаж), вооруженный боевыми четками. Исполнил его Кристоф Вальц, которого, вероятно, позвали на роль из-за так называемого тайпкастинга, потому как большего, чем нацистских ужимок полковника Ланды, мы от него в актерском плане не видим.
С подачи стоящей на защите демократии Америки британские силы прекращают произвол континентальной Европы в странах третьего мира — таково содержание «Тарзана», разложенное политически. Впрочем, есть еще одна сторона — иррациональная сила матушки-природы, которая играет решающую роль в наказании бесчеловечных колонистов. В кульминационной и весьма ярко поставленной сцене отпор эксплуатации дают не Тарзан, не тезка первого президента США, не представители угнетенных племен, а животные, стихией сметающие постройки в колониальном стиле. Вообще же, в фильме все, что олицетворяет прогресс и капитализм, представляет зло и угрозу скрытому вековыми деревьями раю джунглей, живущему по своим правилам. Чтобы войти в него, необходимо принять авторитет его законных хозяев, что и делает в одной из сцен героиня Марго Робби, падая на колени перед гориллами. Под занавес фильма и вовсе проскакивают радикальные идеи возвращения человека в природу — только живя среди лиан, Тарзан и Джейн могут обрести настоящее семейное счастье. В этом «Тарзан: Легенда» неслучайно вторит другому блокбастеру — «Аватару», где то же послание о единении с природой продвигалось на примере планеты-леса Пандора.
По-голливудски упрощенный политический и экологический подтекст в фильме, конечно же, размывается сценами, работающими на целевую аудиторию. Неоднократно Джейн, классическая дева в беде, делает какое-то пафосное заявление о том, что ее любимый ее непременно спасет, потому что он сильный и потому что ее любимый. Многие сюжетные повороты требуют от зрителя слепой веры, не выдерживая проверки на логику. Но от клейма проходного блокбастера фильм «Тарзан: Легенда» спасает не характерная для мейнстрима операторская работа, добротная экшен-сцена в поезде и телесная эстетика, явно вдохновленная фильмами Лени Рифеншталь — не «Олимпией», но антропологическими фото- и видеозарисовками из Африки.
Спасибо за интересный отзыв. Честно говоря, даже не думал обнаружить в "Тарзане" политический подекст, да еще с параллелью в наши дни. Тема бельгийского геноцида в Конго заинтересовала, планирую порыться и поискать информацию. В связи с этим спасибо за упоминание книги Конрада и фильм "Жадовиль".
Что же касается собственно "Тарзана", то смотреть его, конечно пойду, хотя изначально ни на что особенное не рассчитываю. Этому персонажу категорически не везет на экранизации, несмотря на их рекордное количество. Что-то хорошее есть во многих, но духа произведений Берроуза по-настоящему в них не чувствуется - по крайней мере, в тех, которые на сегодня уже довелось мосмотреть.