В центре внимания

На экраны выходит блестящий журналистский триллер, рассказывающий о сущности работы журналиста и заслуженно номинированный на 6 премий «Оскар». «В центре внимания» («Spotlight») — один из лучших фильмов ушедшего года, который неспешно, но крайне убедительно отображает реальную историю, всколыхнувшую Бостон в начале 2000-х. oKino.ua разобралось, почему стоит внимательно проследить за экранным ходом расследования The Boston Globe.

Когда редактором бостонской газеты The Boston Globe становится Марти Бэрон (Лив Шрайбер), журналисты из отдела расследований во главе с редактором Робби Робинсоном (Майкл Китон) по его совету берутся за скрываемую годами тему педофилии в католической церкви. Встретив жесткое сопротивление, Саша Пфейффер (Рэйчел МакАдамс), Майк Резендес (Марк Руффало) и Мэтт Кэрролл (Брайан Д’Арси Джеймс) начинают полномасштабное расследование преступлений священников в отношении к детям из неблагополучных семей.

кадр из фильма В центре внимания

До этих пор не особо известный режиссёр Том МакКарти, автор «Посетителя» и «Станционного смотрителя», в этом году имеет полное право соревноваться за главные «Оскары», несмотря на таких соперников, как «Игра на понижение» и «Выживший». Последний, скорее всего, пролетает мимо статуэтки в номинации «лучший фильм», но вот растиражированная и переоцененная «Игра на понижение» вполне может испортить настроение создателям «Spotlight». Собственно, погоня за главными кинонаградами — не самое интригующее зрелище в наступившем году. Куда интереснее то, чего МакКарти смог добиться художественными средствами в ленте «В центре внимания»: так честно, ёмко и убедительно о журналистской профессии не высказывались очень давно, пожалуй, со времён «Всей президентской рати» Алана Пакулы. В своём фильме МакКарти намеренно избегает популизма, динамических сцен и штампов кино о журналистах.

кадр из фильма В центре внимания

«В центре внимания» — та производственная драма, которая по ходу повествования неумышленно сменяет тон и настроение. Драму постепенно сменяет тихий триллер, перерастающий в леденящий своей правдой фильм о тёмной стороне американского города. Постепенно мы узнаём, что в Бостоне и окрестностях церковь десятилетиями всеми силами-неправдами скрывала преступления перешедших черту аморальных священников. Авторы картины довольно чётко и выразительно выстраивают ход расследования сотрудников The Boston Globe, принёсшего им в итоге Пулитцеровскую премию. Медленно, но упорно двигаясь к изобличению священников и их пособников в преступлениях против детей, журналисты сталкиваются с ложью, круговой порукой, замыливанием глаз, угрозами и необоснованными обвинениями в свой адрес. Персонажи фильма, столкнувшись с машиной под названием Католическая церковь, ставят понятия чести и справедливости превышего всего, понимая, чем это может обернуться в случае провала.

кадр из фильма В центре внимания

Выстраивая расследование в чёткой логической последовательности, герои фильма приближают себя и зрителей к параноидальному ужасу, открывая шокирующую статистику: в каждом доме, даже среди твоих знакомых либо в семье встречных горожан может оказаться жертва сексуального насилия, которая либо сошла с ума, покончила с собой, либо боится вспоминать о днях, когда доверилась насильнику. Собственно, здесь начинается самое интересное, особенно в плане понимания журналистики как таковой: уличив дьявола во лжи и преступлении, профессионалы из The Boston Globe не спешат обнародавать однодневную сенсацию, вступают в активные споры, терпят мелкие неудачи, и всё же они смотрят в корень проблемы, пытаясь найти ей решение. Именно на этом примере создатели картины наглядно показали, как беспристрастная журналистика способна творить настоящие чудеса, приводящие к позитивным трансформациям в обществе.

Примечательна также другая тенденция для фильмов, соревнующихся за награды Киноакадемии: как и в «Игре на понижение», так и в ленте «В центре внимания» нет главного персонажа, а есть целый актёрский ансамбль. В случае с работой МакКарти созвездие известных актёров настолько слаженно и достоверно играет в кадре, что постепенно приходишь к пониманию того, что главный герой драмы — это заряженный на победу маленький коллектив, сила которого возрастает многократно, когда ставишь перед собой благородные цели.