Затмение

Миннесота, 1990-й год. Детектив захолустного городка Брюс Кеннер (Итан Хоук) берется за расследование дела о домогательствах отца (Дэвид Денсик) к дочери Анджеле (Эмма Уотсон). Осознав, что в деле замешан некий сатанинский культ, Кеннер заручается поддержкой психолога Рэйнса (Дэвид Тьюлис), с помощью реверсивных гипнозов помогающего нащупать нить всех бед. Постепенно детектив приходит к неоднозначной разгадке.

В своё время прославившийся крепкими фильмами режиссёр Алехандро Аменабар возвращается с шестой полнометражной картиной в карьере после 6-летнего перерыва. Лауреат «Оскара» и множества национальных испанских премий «Гойя» обратился к триллеру — жанру, однажды принесшему ему мировую славу («Дипломная работа», «Открой глаза», «Другие»). Его первые фильмы были на грани между фильмом ужасов и триллером, поражали саспенсом, державшим зрителя до финальных кадров, преподносивших неожиданную шокирующую развязку сродни первым пробам пера М. Найта Шьямалана. Затем Аменабар довольно успешно попробовал себя на ниве биографических драм — «Море внутри» и «Агора».

кадр из фильма Затмение

«Затмение» обманчиво начинается в духе прежних творений Аменабара: с соответствующей обволакивающей мрачной атмосферой места событий, нагнетанием параноидальных настроений и главным героем, подозревающим нечто неладное в, казалось бы, обычном преступлении. Для этого у автора сценария и режиссёра есть все предпосылки: громкое дело в маленьком американском городке, плохая погода, местное население с суевериями и предрассудками, подозрительный детектив и т. д. Первая треть триллера фактически держится на мастерстве Аменабара, но затем лента постепенно превращается в фарс по причине слабой истории и сценария, жанровых клише и неубедительной актёрской игры.

Фильм Аменабара, по сути, оказывается не самым убедительным произведением с двойным дном: начинаясь как детектив, он довольно быстро переходит в психологический триллер о глубинах человеческого сознания и роковых ошибках, к которым может привести неаккуратное копание в голове человека. К сожалению, создатели довольно поверхностно берутся за потенциально сильные сюжетные мотивы, ограничиваясь фразами вроде «человеческий разум — это целый мир». Таким образом, провальный в роли психолога Тьюлис отбивается от всех желающих узнать принципы его работы поподробнее. Не отстаёт от него и ведущий расследование детектив: он тут же хватается за субъективную точку зрения и придерживается её едва не до самого финала, как бы не понимая, что строить дело на интуиции, догадках и лжесвидетельствах в ХХ веке уже не принято. Впрочем, это не вина замечательного актёра Итана Хоука: в сухо прописанных репликах «Затмения» ему попросту негде развернуться, оставляя только мимику для импровизации.

кадр из фильма Затмение

Выйди «Затмение» 10-15 лет назад, зрительская публика (в своём сегменте), возможно, приняла бы триллер Аменабара. Но время неумолимо к тем, кто не пытается идти дальше: при просмотре буквально напрашивается нелестное сравнение с первым сезоном «Настоящего детектива»: там, где сериал блестяще раскрыл тему похожего сатанинского культа и извращенцев, «Затмение» откровенно буксует в море штампов, присущих фильмам жанра, снятым в конце 90-х.

«Затмение» обманом завлекает зрителя на просмотр, временами нам даже передаётся паранойя главного персонажа, но в итоге становится ясно, что такое неправдоподобие можно увидеть только в кино, чему немало способствуют играющие вновь вместе в одной картине (после серии о Гарри Поттере) Уотсон и Тьюлис.