Индийский Болливуд, в отличие от Голливуда, не является
Обороты киноиндустрии
Название «Болливуд», как нетрудно догадаться, произошло от скрещения слов «Бомбей» и «Голливуд». Сам термин «Болливуд» вошел в обиход в
Именно индустрия индийского кино является настоящей фабрикой грез, с конвейера которой ежедневно сходят километры целлулоида. Болливуд изготавливает в 3 раза больше фильмов, чем его |
В Болливуде снимается от 800 до 1000 фильмов в год, что в 2,5 раза больше, чем в Америке. Аудитория индийских фильмов составляет 3,6 млрд. зрителей |
Сети кинотеатров также имеют громаднейшее распространение. Так, например, самая крупная сеть кинотеатров в Индии Big Cinemas включает в себя 516 киноэкранов по всей Индии, США, Малайзии и Нидерландам и обслуживает около 35 миллионов зрителей. В Индии Big Cinemas имеет 253 киноэкрана и собирает до 15% сборов со всего проката. И таких сетей кинотеатров в Индии великое множество.
Однако, несмотря на то, что численность зрителей индийских фильмов на 1 млрд. превышает аудиторию голливудской продукции, что касается кассовых сборов, тут все наоборот. Сборы с проката индийского кино составляют $1, 3 млрд., в то время как прокат американских фильмов приносит $51 млрд. Это неудивительно, ведь индийское кино обслуживают беднейшую часть человечества.
История развития Болливуда
Индийская индустрия кино ведет свой отсчет с 1987 года, практически с самого рождения киноискусства. Ее развитие происходило очень быстрыми темпами — в начале 20 века появились первые кинотеатры, а в
В
Именно в
Примерно в это же время начинает развиваться и независимое индийское кино, делающее упор на драматизм и художественные достоинства.
Однако индийская «новая волна» не имеет никакого отношения к традиционному Болливуду. А в Болливуде в
История в фильмах
Наиболее известными индийскими фильмами на постсоветском пространстве являются фильмы Раджа Капура: «Бродяга» (1951), «Господин 420» (1955), «Бобби» (1973). Последний в советском прокате посмотрели 62,6 млн. зрителей!
Культовым фильмом, относящимся к индийской «новой волне», является фильм Бимал Роя «Два акра земли» (1953). Он был награжден Международной премией Каннского кинофестиваля и номинировался в категории «Лучший фильм», а также получил призы на других международных фестивалях. |
Другим культовым независимым фильмом является «Трилогия Апу» (1955, 1956, 1959) бенгальского режиссера Сатьяджита Рая. Трилогия выиграла главные призы на Каннском, Берлинском, Венецианском и других фестивалях, всего получив 33 награды, и вошла в число величайших фильмов всех времен и народов. |
Из традиционных же болливудских фильмов русскоязычным зрителям больше всего известны такие фильмы, как «Зита и Гита» (1972), «Месть и закон» (1975), «Танцор диско» (1982). Фильм «Танцор диско» практически является эталоном индийского кино, образцом жанра — на советских киноэкранах его посмотрели почти 61 млн. зрителей, а потом еще два десятилетия распевали нехитрую песенку «Jimmy, Jimmy, aaja, aaja».
А вот фильм «Месть и закон» стал первым индийским вестерном, где розовые романтические мечты заменили драки, кровь и насилие. Боевик «Месть и закон» демонстрировался в кинотеатрах Бомбея почти 5 лет!
В
В нынешнее время, конечно же, звездой киноэкранов является Айшвария Рай — ее имя знают даже те, кто не видел ни одного индийского фильма. Поклонники обожают все фильмы с Айшварией, наиболее известными из которых являются «Навеки твоя» (1999), получивший 26 различных кинонаград, и «Влюбленные» (2000), получивший восемь наград.
Современная киноиндустрия
В настоящее время киноиндустрия в Индии полностью регулируется государством. Все фильмы в Индии могут быть допущены к показу только после того, как они пройдут сертификацию Центральной комиссии в соответствии со специальными положениями Кинематографического акта, принятого еще в 1952 году.
В Индии существует Национальная корпорация по развитию кино, которая занимается повышением качества кино, финансированием социально и художественно значимых фильмов, поощряет развитие экспериментального кино и малобюджетных фильмов.
Охраной и обогащением национального наследия занимается Национальный киноархив Индии, который входит в Международную федерацию киноархивов.
Существует в Индии и Департамент кино, деятельность которого направлена на развитие документального, анимационного и короткометражного кино в Индии. Департамент кино постоянно создает документальные очерки, выпускает учебные фильмы, занимается изданием множества киножурналов. В 1990 году им был учрежден Мумбайский международный фестиваль документальных, короткометражных и анимационных фильмов, который в настоящее время широко известен в мире.
Основные индийские кинофестивали также проходят под патронатом государства. Самыми известными фестивалями, курируемыми государством, являются Международный кинофестиваль Индии (IFFI) и Международный кинофестиваль в Керале (IFFK).
Высшей наградой для художественных фильмов в Индии считается National Film Awards, которая вручается в различных номинациях лично Президентом Индии. Однако аналогом «Оскара» считается вовсе не эта церемония, а вручение Filmfare Awards. В отличие от National Film Awards, награды Filmfare Awards не назначаются правительством, а выбираются в результате системы двойного голосования, которая подразумевает как мнение государственных органов, так и мнение комитета независимых экспертов.
Таким образом, можно увидеть, что кинематограф Индии постоянно движется в сторону повышения качества фильмов, однако при этом его не перестают упрекать в стереотипности, примитивности сюжетов и избитости приемов. Однако, несмотря на это, цифры говорят сами за себя: аудитория Болливуда превышает половину населения земли. Индийские фильмы коллекционируют, любимых актеров обожествляют, музыку из фильмов постоянно напевают и сбрасывают друг другу на мобильные телефоны. А все потому, что, несмотря на простоту и примитивность, сюжеты индийских лент архетипичны, универсальны и понятны зрителям любой страны и любой эпохи.
На индийском кино выросли наши мамы и папы. И я вам скажу что многие из фильмов с удовольствием смотрю и я сейчас. Например "Зита и Гита" очень забавный фильм. Конечно, индийское кино не изобилует спецэффектами, да и сюжеты в основном неприхотливы, но что - то в них есть.
Спасибо за статью! С детства люблю индийское кино!