Индийский Болливуд, в отличие от Голливуда, не является каким-то реальным местом с надписью на холме — он растворен в городе Мумбаи (бывшем Бомбее), его студии разбросаны по городским окраинам и неприметны глазу. Так же, как и сказочная реальность индийских фильмов, где нет места плохому концу, страданиям и несчастьям, Болливуд — всюду и нигде. Не зря его называют особым штатом Индии, существующим где-то в параллельной реальности.

Обороты киноиндустрии

Название «Болливуд», как нетрудно догадаться, произошло от скрещения слов «Бомбей» и «Голливуд». Сам термин «Болливуд» вошел в обиход в 70-х, когда Индия обогнала Америку в количестве выпускаемых фильмов. Да-да, вопреки распространенному мнению, вовсе не Голливуд лидирует в производстве!

Именно индустрия индийского кино является настоящей фабрикой грез, с конвейера которой ежедневно сходят километры целлулоида. Болливуд изготавливает в 3 раза больше фильмов, чем его лос-анджелесский собрат, уступая в их численности только нигерийскому Нолливуду. В Болливуде снимается, по разным подсчетам, от 800 до 1000 фильмов в год, что в 2,5 раза больше, чем в Америке. Численность аудитории индийских фильмов составляет 3,6 млрд. зрителей.

В Болливуде снимается от 800 до 1000 фильмов в год, что в 2,5 раза больше, чем в Америке.

Аудитория индийских фильмов составляет 3,6 млрд. зрителей

Сети кинотеатров также имеют громаднейшее распространение. Так, например, самая крупная сеть кинотеатров в Индии Big Cinemas включает в себя 516 киноэкранов по всей Индии, США, Малайзии и Нидерландам и обслуживает около 35 миллионов зрителей. В Индии Big Cinemas имеет 253 киноэкрана и собирает до 15% сборов со всего проката. И таких сетей кинотеатров в Индии великое множество.

Однако, несмотря на то, что численность зрителей индийских фильмов на 1 млрд. превышает аудиторию голливудской продукции, что касается кассовых сборов, тут все наоборот. Сборы с проката индийского кино составляют $1, 3 млрд., в то время как прокат американских фильмов приносит $51 млрд. Это неудивительно, ведь индийское кино обслуживают беднейшую часть человечества.

История развития Болливуда

Индийская индустрия кино ведет свой отсчет с 1987 года, практически с самого рождения киноискусства. Ее развитие происходило очень быстрыми темпами — в начале 20 века появились первые кинотеатры, а в 40-х годах в Индии уже снималось до 200 фильмов в год. В 1939 году создается самая известная кинокомпания «Радж Капур», вслед за ней открываются и другие кинокомпании, ставшие родоначальниками Болливуда. Однако по-настоящему индийское кино развернулось в следующие десятилетия: период 50-60-х принято считать «золотым веком» индийского кино.

В 50-е годы в Индию приходит цветное кино, и западные фильмы скатываются на обочину — страну охватывает повальная синемания, связанная именно с национальным кино. Появляется огромное количество кинотеатров, которые быстро становятся любимым развлечением индийцев, поскольку дешевы, доступны и продают билеты в рай. Особой популярностью пользуются передвижные кинотеатры в виде полотняных шатров с экранами, которые колесят по всей стране еще не один десяток лет.

Именно в 50-е формируется традиционный стиль индийского кино с его массовыми песнями и танцами, невероятными сюжетными поворотами и достаточно стереотипной историей — зритель не хочет видеть другого, он всегда хочет знать, что все заканчивается хорошо. Большинству индийских зрителей просто необходима предсказуемая история, ведь если они не могут быть уверенными в завтрашнем дне, то хотят получить эту уверенность хотя бы в ближайшие несколько часов, пока их глаза заворожено глядят в киноэкраны.

Примерно в это же время начинает развиваться и независимое индийское кино, делающее упор на драматизм и художественные достоинства.

Однако индийская «новая волна» не имеет никакого отношения к традиционному Болливуду. А в Болливуде в 50-е активно происходит тотальная коммерциализация индийских фильмов. После того, как в 1957 году фильм «Мать Индии» был номинирован на «Оскар», индийское кино полностью ставится на конвейер. В это же время все производство фильмов начинает контролироваться индийской мафией — Болливудом заправляет 32 клана, которые волнуют только гигантские барыши, и совершенно не волнуют художественные особенности фильмов. Только в 60-х индийскому кино удается освободиться от цепких рук мафии, но нацеленность на коммерческий результат осталась.

История в фильмах

Наиболее известными индийскими фильмами на постсоветском пространстве являются фильмы Раджа Капура: «Бродяга» (1951), «Господин 420» (1955), «Бобби» (1973). Последний в советском прокате посмотрели 62,6 млн. зрителей!

 

Культовым фильмом, относящимся к индийской «новой волне», является фильм Бимал Роя «Два акра земли» (1953). Он был награжден Международной премией Каннского кинофестиваля и номинировался в категории «Лучший фильм», а также получил призы на других международных фестивалях.

Другим культовым независимым фильмом является «Трилогия Апу» (1955, 1956, 1959) бенгальского режиссера Сатьяджита Рая. Трилогия выиграла главные призы на Каннском, Берлинском, Венецианском и других фестивалях, всего получив 33 награды, и вошла в число величайших фильмов всех времен и народов.

Из традиционных же болливудских фильмов русскоязычным зрителям больше всего известны такие фильмы, как «Зита и Гита» (1972), «Месть и закон» (1975), «Танцор диско» (1982). Фильм «Танцор диско» практически является эталоном индийского кино, образцом жанра — на советских киноэкранах его посмотрели почти 61 млн. зрителей, а потом еще два десятилетия распевали нехитрую песенку «Jimmy, Jimmy, aaja, aaja».

А вот фильм «Месть и закон» стал первым индийским вестерном, где розовые романтические мечты заменили драки, кровь и насилие. Боевик «Месть и закон» демонстрировался в кинотеатрах Бомбея почти 5 лет!

В 80-х киноиндустрию потеснили телесериалы: вся Индия поголовно смотрела «мыльную оперу» «Мы люди» (1984–1985), сериалы «Рамаяна» (1986–1988) и «Махабхарата» (1988–1990).

В нынешнее время, конечно же, звездой киноэкранов является Айшвария Рай — ее имя знают даже те, кто не видел ни одного индийского фильма. Поклонники обожают все фильмы с Айшварией, наиболее известными из которых являются «Навеки твоя» (1999), получивший 26 различных кинонаград, и «Влюбленные» (2000), получивший восемь наград.

Современная киноиндустрия

В настоящее время киноиндустрия в Индии полностью регулируется государством. Все фильмы в Индии могут быть допущены к показу только после того, как они пройдут сертификацию Центральной комиссии в соответствии со специальными положениями Кинематографического акта, принятого еще в 1952 году.

В Индии существует Национальная корпорация по развитию кино, которая занимается повышением качества кино, финансированием социально и художественно значимых фильмов, поощряет развитие экспериментального кино и малобюджетных фильмов.

Охраной и обогащением национального наследия занимается Национальный киноархив Индии, который входит в Международную федерацию киноархивов.

Существует в Индии и Департамент кино, деятельность которого направлена на развитие документального, анимационного и короткометражного кино в Индии. Департамент кино постоянно создает документальные очерки, выпускает учебные фильмы, занимается изданием множества киножурналов. В 1990 году им был учрежден Мумбайский международный фестиваль документальных, короткометражных и анимационных фильмов, который в настоящее время широко известен в мире.

Основные индийские кинофестивали также проходят под патронатом государства. Самыми известными фестивалями, курируемыми государством, являются Международный кинофестиваль Индии (IFFI) и Международный кинофестиваль в Керале (IFFK).

Высшей наградой для художественных фильмов в Индии считается National Film Awards, которая вручается в различных номинациях лично Президентом Индии. Однако аналогом «Оскара» считается вовсе не эта церемония, а вручение Filmfare Awards. В отличие от National Film Awards, награды Filmfare Awards не назначаются правительством, а выбираются в результате системы двойного голосования, которая подразумевает как мнение государственных органов, так и мнение комитета независимых экспертов.

Таким образом, можно увидеть, что кинематограф Индии постоянно движется в сторону повышения качества фильмов, однако при этом его не перестают упрекать в стереотипности, примитивности сюжетов и избитости приемов. Однако, несмотря на это, цифры говорят сами за себя: аудитория Болливуда превышает половину населения земли. Индийские фильмы коллекционируют, любимых актеров обожествляют, музыку из фильмов постоянно напевают и сбрасывают друг другу на мобильные телефоны. А все потому, что, несмотря на простоту и примитивность, сюжеты индийских лент архетипичны, универсальны и понятны зрителям любой страны и любой эпохи.