Украинский фильм «Племя» за несколько месяцев успел поразить зарубежных критиков, получить несколько престижных кинопремий и вляпаться в скандал на Родине. Отправят все-таки или нет «Племя» на «Оскар» от Украины — не суть важно. Главное — сам фильм и то, благодаря чему он вызвал ажиотаж в мире кино. «Племя» называют первой в мире кинокартиной, целиком снятой на жестовом языке. Роли испорченных подростков из интерната в фильме исполнили глухие актеры, среди них и 20-летняя белоруска Яна Новикова, сыгравшая главную героиню. Теперь она ездит по миру вместе с режиссером, представляя картину. Яна — открытая улыбчивая и красивая девушка. Записывать интервью ей помогает Татьяна Радченко, сурдопереводчик — кстати, в «Племени» ее тоже можно увидеть — в роли директрисы злополучного интерната.

— Когда вы поняли, что хотите стать актрисой?

Яна Новикова: В детстве. Сколько помню себя, хотела стать актрисой. Какой-то фильм я смотрела… Фильм «Такси». И «Титаник». Мне так все понравилось, понравилась игра актеров. Но я подумала: ведь я глухая, как я смогу играть так, в кино ведь надо разговаривать? После школы я поступила в машиностроительный колледж, но быстро поняла, что это не мое будущее, не мой выбор. Это мужская профессия, мне это неинтересно. Поняла, что надо пробовать другие пути в жизни. И судьба привела меня к кино. Это долгий был путь.

— До «Племени» был ли у вас какой-то актерский опыт — участие в аматорском театре, самодеятельности, например?

Яна Новикова: Не было. Ни в кино опыта, никакого другого. Я непрофессиональная актриса. Я пришла, прошла кастинг, мне дали сценарий, я играла. Правильно, неправильно, где-то меня исправляли. Я делала то, что я интуитивно чувствовала.

— Режиссер Мирослав Слабошпицкий, наверное, много помогал вам?

Яна Новикова: Конечно. Я приехала в Киев, в театр «Радуга», я мечтала изучать актерское мастерство. Но из-за гражданства я не смогла поступить в этот театр. На отборе присутствовал Мирослав, он меня заметил и предложил прийти на кастинг. Я опять приехала в Киев. Ребят на кастинге было очень много — около трехсот человек. А на главные роли нужны всего два человека. Я не представляла, кого выберут. Попасть в фильм было трудно. Режиссер говорил, что это кино о школе, о любви. Я подумала: простая интересная история о молодежи. Согласилась. А потом оказалось, что развитие сюжета ну очень жесткое и серьезное. Но я не жалею об этом, я работала ради кино. Обратной дороги не было, нельзя было остановиться, нужно было идти вперед. Я шла вперед. Собрала всю свою волю в кулак, и вот какой получился результат.

— Отличается ли готовый фильм от ваших ожиданий во время съемок?

Яна Новикова: Когда я впервые увидела фильм на Каннском кинофестивале, то смотрела на себя — как я исполняю роль, как двигаюсь. Я не смотрела на сюжет, я его и не помнила. Мне было страшно, что фильм смотрит так много зрителей, как они будут меня воспринимать. Я с ужасом ожидала этого момента, мне хотелось спрятаться. Будут ли они смеяться с меня или хорошо воспримут? Все мое внимание было на том, как я играю, хорошо или плохо, какие ошибки. Когда фильм закончился, то подумала, что, наверное, справилась с ролью. А потом: подожди, а о чем там хоть было в фильме? И после финала — весь зал встал, начал аплодировать, поздравлять, хвалить. Поняла, что им понравилось, причем люди смотрели фильм без субтитров, без перевода и поняли его.

Потом уже, когда «Племя» показывали на фестивале в России, я смотрела второй раз и вникала в сюжет. И я расплакалась. Особенно, когда показывали сцену с абортом. Мне было так жалко героиню, что я плакала. Я вспоминала, как снимали эту сцену. Очень сложная. Я удивилась, как сама снималась тогда. Мне было тяжело. Фильм жесткий, а моя героиня жестока, она ненавидит всех, она бесчувственная. И это все нужно было играть! Нужно было себя постоянно менять внутри. Убрать из себя ту добрую нежную девочку, которой я есть в жизни. Это сложная работа над собой. Все время. Хоть и съемки сами пролетели очень быстро.

В последний съемочный день я почувствовала облегчение. Все, можно вернуться в свою обычную жизнь. Можно избавиться от жестокости, ненависти, всего такого. Это все теперь осталось в кадрах «Племени». Конечно, я мечтаю сыграть в комедии, сказке. И я надеюсь… Я уверена, что будут такие предложения. В разных жанрах хочется себя попробовать.

— У вашей героини Ани — сложная жизнь. И создается впечатление, что она не пытается ничего изменить, что в «племени» ее все устраивает. Почему так?

Яна Новикова: Она жестока, для нее главное — деньги. Она мечтает о другом мире. О прекрасной жизни, чистой. Интернат для нее ничего хорошего не принесет. Она эгоистка, и ее не интересует то, что происходит вокруг. Она мечтает уехать за границу, начать новую жизнь, найти новую работу. Но чтобы уехать, нужны деньги. Потому она вынуждена заниматься проституцией. А тут вдруг появляется какой-то Сергей. Приходит в ее класс, в банду, влюбляется в нее. Но она-то не влюблена в него. Она считает его лузером, как-то так.

Когда между ними происходит первая интимная сцена, она думает только о деньгах. Любовь? Нет, об этом не думает. Но позже она понимает, что с ней что-то происходит: он не просто занимается с ней сексом, он ей дает тепло, чувства, эмоции. И в какой-то момент они уже занимаются любовью. Но Аня знает, что они не будут вместе — у нее другие планы. Сергей ее не отпускает. Сергей борется за свою любовь, а Аня — за свое будущее.

— Аня догадывается, что ее не просто отпускают за границу, а хотят продать в рабство?

Яна Новикова: Аня об этом не знает. Она думает о новой красивой светлой жизни, о новой работе, хорошем заработке — приличном. А банда продает ее. А она, как дурочка, радуется. Она не понимает.

— Вы думали, как может сложиться жизнь этой героини в дальнейшем, после финала фильма?

Яна Новикова: Когда мы с другими актерами собирались, то обсуждали будущее наших героев. В шутку. Аня могла бы снова забеременеть. И создать с Сергеем семью. Снимем тогда «Племя 2» — так мы шутили с ребятами.

— В ленте есть сцена, когда Аня спорит со своей подругой перед тем, как идти на аборт. О чем они спорят? Верно ли, что подруга отговаривает героиню?

Яна Новикова: Нет. Подруга спрашивает Аню, почему той не было на уроке. А моя героиня только что занималась любовью с Сергеем. Она же не будет об этом рассказывать, нет. Подруга спрашивает: «Где ты была? Почему ты молчишь? Почему не отвечаешь? Что скрываешь?». Предлагает пойти погулять, а Аня пытается отвязаться от нее — ей же надо идти на аборт. Подруга не знает об этом. Аню мнение подруги не особо интересует, они не близкие, подруга находится в тени главной героини. Будет еще она делиться с ней секретами! Она просто избавляется от нее. Роза Бабий (сыграла подругу. — oKino.ua) очень эмоционально играла эту сцену.

— Подружились ли вы, кстати, с другими глухими актерами? Поддерживаете ли отношения?

Яна Новикова: С Розой Бабий мы стали подругами в реальной жизни. До съемок я ни с кем не была знакома. Сейчас же со всеми ребятами хорошие отношения. Встречаемся редко — времени на это, к сожалению, нет. Я живу в Беларуси, они в Украине.

— Съемки «Племени» проходили во время Майдана. Следили ли вы за ситуацией, влияла ли она на вас?

Яна Новикова: Вся съемочная группа переживала о том, что происходит на Майдане. Боялись, что съемки могут остановиться. Сама революция на работу не влияла, главным было, чтобы эмоционально эти события не воздействовали на ребят-актеров. Важно было заботиться о безопасности всех после съемочного дня. Вдруг кто-то пойдет на Майдан, с ним что-то случится, и работа над фильмом сорвется. Поэтому режиссер просил: не ходите туда, я знаю, что вы хотите, но, пожалуйста, не ходите, вы работаете, вы актеры и должны быть на съемках. Хотя очень хотелось попасть на Майдан. Мои родные в Беларуси сильно переживали, там не понимали, что происходит. Я объясняла, что не надо волноваться, я на съемках, я дома, я туда не хожу.

— Но все же Григорий Фесенко, исполнитель главной роли, убегал на Майдан. Он рассказывал об этом другим актерам?

Яна Новикова: У Гриши такой характер, он упрямый, немного хулиганистый. Я не особо знала, что он делает вне съемок. Режиссер очень боялся, чтобы его случайно не ранили. Это же главный герой. Случись с ним что-то — что тогда делать со всей картиной?

— Правда ли, что ваша мама долго не знала о том, что вы попали в фильм?

Яна Новикова: Да-да. Мама не знала, что я поехала в Киев поступать в театр. Накануне мы обсуждали это, но она категорически сказала «нет», мол, ты приедешь одна в другой город, у тебя там ни знакомых, ни родственников. Она переживала. Но я упрямая. Я ее обманула, сказала, что остаюсь ночевать у подруги, в Беларуси. На самом деле села в поезд и поехала. Хорошо, что в Киеве был знакомый (общались по Интернету) — он меня встретил, провел в театр. Когда я второй раз ездила в Киев, на кастинг — тоже ничего не говорила родителям. Когда утвердили на роль — тоже не сказала.

Уже в сентябре, перед началом съемок, сказала родителям, что бросаю учебу и еду сниматься. Они говорили, что я сумасшедшая, что нужен диплом, нужно думать, как потом зарабатывать. Я ответила, что сама найду свой путь, и выбрала искусство. У родителей был шок. Пока снималась, я шесть месяцев их не видела,. Очень скучала. Я вернулась домой, и тогда уже фильм стал известным. Хотя родители и были против моего решения стать актрисой, сейчас они мной гордятся. Они больше не запрещают мне заниматься искусством, они поняли, что я должна сама выбирать свой путь.

— Видели ли ваши родители или сестра фильм? Если нет, то планируете ли им его показывать?

Яна Новикова: Нет, не видели. Они заняты, работают, сестра оканчивала школу, сейчас поступила на фотомастерство в Минске. Родители хотят посмотреть картину, мне же немного страшно от этого. Они удивятся, когда увидят, что играла их дочь. Если в Беларуси будет премьера фильма, то я, конечно же, буду его представлять, и возможно, родители тоже придут… Пока что они мной гордятся. А там посмотрим.

— В «Племени» вы можете считывать диалоги на жестовом языке. Как думаете, сильно ли отличается восприятие фильма глухими и слышащими?

Яна Новикова: Мне кажется, глухой актер может передать больше эмоций, чем слышащий. Все на лице написано, все эмоции: радость, грусть, ненависть, обида. Везде, где показывали фильм, слышащие зрители все понимали. Конечно, когда глухие смотрят, они обращают внимание на жесты, на то, о чем говорят герои. Но главное не диалоги, а эмоции. Глухие иностранцы тоже ведь не понимают диалоги.

Когда режиссер объяснял нам, актерам, задачу, то сказал, что ему не важно, о чем мы там будем говорить, главное — какую эмоцию мы даем. Не нужно было точь-в-точь воспроизводить диалог. Если забудем какое-то слово — ничего страшного, главное — покажите эмоцию. Можно было импровизировать. Когда есть жесты, не нужно слов. Не нужно знать, о чем диалог — все написано на лице, все видно в движениях. История — вот это важно. Чтобы любому человеку в мире она была понятна. Фильм «Племя» — для всех.

— Есть ли у вас новые предложения о съемках?

Яна Новикова: Да, есть. Один армянский режиссер предложил мне сниматься в сказке. У меня появились новые знакомства и связи в кино, думаю, будут теперь и другие предложения.