Известно, что финальная сцена может полностью изменить впечатление от фильма. Хорошая концовка способна в один миг сгладить все шероховатости сюжета и неважную актерскую игру, плохая — испортить впечатление даже от отлично рассказанной истории. Вот почему в Голливуде так часто меняют финалы в самый последний момент, прислушиваются к зрителям тестовых показов, а альтернативные концовки превращаются в настоящий культ среди ценителей кино. Сегодня oKino.ua предлагает вспомнить пять самых памятных альтернативных развязок: от безумного суицида в «Эффекте бабочки» до хеппи-энда в «Терминаторе 2».

Я – легенда

Чтобы угодить зрителю, продюсеры предпочитают даже самые безнадежные фильмы заканчивать обязательным хеппи-эндом. Однако бывают и противоположные примеры, когда трагическая развязка оказывается лучшим решением. В фильме «Я — легенда» мы видели один из самых грустных финалов в американском развлекательном кино — Роберт, герой Уилла Смита жертвовал собой ради спасения близких ему людей. Конечно, такая концовка была полной неожиданностью для зрителя. Вот только в оригинале режиссер Френсис Лоуренс планировал всё закончить более радужно, но не менее эффектно. В его версии Роберт оставался жив: он отдавал монстрам их соплеменницу, после чего благополучно покидал город. Этот эпизод был полностью отснят, и в нем хватало как напряжения и драмы, так и трагических ноток. Ведь мы прекрасно понимали, что, даже покинув все, герои уже никогда не обретут спокойной жизни.

Терминатор 2: Судный день

Перфекционист Джеймс Кэмерон часто снимал по несколько финалов своих фильмов. Самый известный из них — эпилог второй части «Терминатора». В оригинале, напомним, все завершалось легендарной кончиной киборга T-800 в исполнении Арнольда Шварценеггера. На глазах у Сары Коннор и Джона он спускается в расплавленный металл с поднятым большим пальцем руки. За кадром звучит титульная мелодия, и все мы ощущаем грусть и беспокойство от того, что будет с этим миром дальше. Для подстраховки же Кэмерон снял финал, который успокаивал всех. В нем мы видим будущее, где престарелая Сара Коннор сидит на скамейки в парке. Она наблюдает за Джоном, играющим со своей дочкой. Дальше становится ясно, что не было никакой войны, а в мире, залитом ярким светом, все радужно и спокойно.

Рэмбо: Первая кровь

Изначально режиссер Тед Котчефф решил закончить фильм так, чтоб ни о каком продолжении не могло и речи идти. Однако ни продюсеры, ни Слай с таких ходом событий мириться явно не хотели и в последний момент урезали финал. В результате Рэмбо, после учиненного им апокалипсиса в маленьком городке и ранения шерифа, благополучно сдается властям. На этом моменте появляются титры, и мы понимаем, что продолжение не за горами. А ведь, по идее, герой Сталлоне не мог стерпеть такого унижения. В альтернативной концовке Рэмбо давал пистолет полковнику Трутмену и провоцировал того убить себя, что военный хладнокровно и сделал. Разумеется, даже при такой концовке, во второй части можно было придумать волшебное исцеление героя, но продюсеры решили все же не играть с огнем, оставив более реалистичную зацепку для сиквела.

Эффект бабочки

В свое время этот фильм стал настоящим культом, получив огромную фанбазу по всему миру. Позже было снято несколько его продолжений, но все они оказались провальными. Первый «Эффект бабочки» брал зрителя продуманной фантастической составляющей и атмосферой. Под стать этим достоинствам была и первая концовка фильма. Так, если в прокатной версии всё заканчивалось для персонажа Эштона Кутчера хеппи-эндом, в режиссерской — нас ждала одна из самых изощренных сцен самоубийства в истории кино. Главный герой перемещался в день своего рождения в утробу матери, где он, будучи эмбрионом, душил сам себя пуповиной. Именно эта версия и должна была оказаться в финальном монтаже, однако на тестовом просмотре зрители оказались шокированы увиденным. Потому этот финал мы увидели только спустя несколько лет, когда «Эффект бабочки» вышел на DVD.

28 дней спустя

Фильм Дэнни Бойла, как и положено, заканчивался на положительной ноте. Главный герой Джим (Киллиан Мерфи) остается жив, и его в компании Селены и Ханны спасали представители доблестных ВВС. Вот только параллельно с таким финалом Бойл отснял целых три пессимистические концовки, в каждой из которых герой Мерфи умирал. В первой после ранения его отвозили в больницу, где Джима уже не успевали спасти врачи. Во второй — предположительно после эпизода с больницей — военные, увидев сигнал о помощи, находили выжившими только Селену и Ханну. И наконец, в самом радикальном финале, который был только написан, но не снят, Джим жертвовал собой ради спасения Фрэнка. По первоначальному сценарию, последний заражался и спасти его могло только полное переливание крови, а из всех спутников подходящим донором был именно герой Киллиана Мерфи.