7 посланий, скрытых в авторской анимации

Роксана Рублевская. 06 августа, 2015 0

Меня занимает, что в минуту сильной душевной тоски мы почему-то обращаемся к сказкам и, глядя на незамысловатые сюжеты, получаем ощущение долгожданного покоя. Добро, каким бы неуклюжим оно ни было, всегда побеждает, а болезненные темы исчезают, уступая место беззаботным детским впечатлениям. Но есть и другие мультфильмы, посмотрев которые, вероятно, вы задумаетесь о том, о чем думать хотите меньше всего.

 

Вы единственный, кому не безразлична ваша жизнь


«Магазинчик самоубийств», реж. Патрис Леконт, 2012

 

7 посланий, скрытых в авторской анимации


Главной ценностью в современном обществе принято считать человеческую жизнь. Социальные, политические, культурные институты в целях контроля и выгоды навязывают обществу миф о незаменимости и значимости каждой его единицы. Артхаусная анимационная лента Патриса Леконта рассказывает историю семьи, веками торгующей орудиями для самоубийств. За кругленькую сумму (в последний раз грех дрожать над копейкой) вам с любовью подберут лучшее избавление от мирских страданий. На первый взгляд, работа Леконта — черная французская сказочка для сумасшедших маргиналов, но это не совсем так. Философским подтекстом является призыв автора внимательнее присмотреться к качеству вашей жизни. Ежедневно под видом безвредной забавы вам норовят продать медленный «каюк» (сигареты, алкоголь, наркотики, вредную пищу, экстремальные путешествия, сомнительные развлечения). Безусловно, в мультфильме герои целенаправленно приходят за удавками, не обманываясь призрачным «светлым» будущем. Участь зрителя — незавидна. Покрутив пальцем у виска, мол, вот чудаки и чего им не живется, впору открывать новую бутылку. Этот мир ничего не потеряет.

Одиночество в семье — ужаснее ее отсутствия


«Глупая», реж. Екатерина Соколова, 2008

 

7 посланий, скрытых в авторской анимации


Совсем не детскую сказку представляет собой, казалось бы, бессюжетный мультфильм Екатерины Соколовой, снятый по рассказу «Воронья невеста». Между героями, деревенской супружеской парой, внешне не происходит никаких конфликтов, но история является скрытым посланием для тех, чей брак подразумевает исключительно совместное проживание и удобство одного. «Не оскудеет рука дающего» — глупость космического масштаба, когда дело касается построения равноценных отношений. Механизатор Николай сутки напролет играет на баяне, смотрит футбол, знатно стучит ложкой, изредка выбираясь проверить сломанный трактор. Катя, пытаясь не надоедать мужу, становиться для него тенью, обслуживающим персоналом. В работе Соколовой поднимается вопрос о губительной жертвенности, свойственной в большинстве своем слабой половине человечества. Женщины думают, что принеся себя на алтарь любви, они заслужат уважение и внимание, и безнадежно ошибаются. Паразитирующее существование партнера произрастает только из Вашего самоотречения, не имея ничего общего с обоюдной близостью.

 

Мир безжалостен к вашему бедственному положению


«Девочка со спичками», реж. Роджер Аллерс, 2006

 


Грустная рождественская сказка Андерсена о девочке, которая расходует спички, чтобы согреться на холоде. С каждой потухшей спичкой гаснет ее жизнь, а мир равнодушно смотрит вслед уходящей душе. Два контрастных образа — холод и тепло вспыхнувшей спички — сражаются за судьбу брошенного ребенка. Как бы прискорбно это не звучало, датский писатель показал извечные реалии: мир безжалостен к вашему бедственному положению. Не стоит уповать на случай, на этой планете вам никто не гарантировал покровительство.

 

Тоска о прошлом — верный способ благополучно свихнуться


«Дом из маленьких кубиков», реж. Кунио Като, 2008

 


Японская авторская анимация отличается особой глубиной. Несмотря на индивидуализм и самодостаточность, эта нация, как и все прочие, умеет тосковать о прошлом. «Дом из маленьких кубиков» — рассказ о человеке, чье жилище, вместе с дорогими сердцу вещами (письмами, фотографиями, предметами обихода), медленно скрывается под водой. Герой выбирает нелегкий путь, постоянно достраивая новые этажи и влача за собой непосильный груз былых дней. Наше сознание имеет свойство искажать воспоминания, предавая им непревзойденную красочность, которой в реальности могло и не быть вовсе. Чтобы не допустить ощущение потраченной впустую жизни, в голове мелькают пестрые сюжеты прошлого. Все, что минуло, всегда лучше, чем наше «сегодня», ведь над свершившимися фактами не нужно больше работать.

 

Главное сражение происходит внутри нас


«Игра Джери», реж. Ян Пикава, 1997

 

 

Для игры нужен сильный противник, чтобы закалять волю, тренировать память, осваивать и устранять внутренние страхи. Но что, если играть приходится с собой?! Тогда, пожалуй, победить становиться практически невозможно. История Яна Пикавы повествует о досуге пожилого человека, пришедшего в парк играть в шахматы. Не найдя достойного соперника, он начинает партию с самим собой, и, войдя в раж, вовсе забывает, с кем ведут сражение его фигуры. Смысл — парадоксально прост. Каждый день внутри нас кипит борьба созидания и лени, лжи и правды, неуверенности и бесстрашия, малодушия и справедливости. Побеждает тот «волк», которого мы кормим.

 

Успех не тождественен победе


«Киви!», реж. Дони Пермеди, 2006

 

 


Поначалу этот мультфильм может показаться стебовым и бессмысленным. Но после повторного просмотра сам собой приходит ответ на вопрос, что хотел донести автор. И дело не в фанатичном желании маленькой птички научиться летать. Даже осуществив самую заветную мечту, она может не стать победой, и уж тем более не принести счастья. Потому, думайте, пока есть чем.

 

Номинально живые мы


«Должность», реж. Сантьяго Грассо, 2008

 

 


Одна из самых злободневных тем — критика общества потребления, корпоративной культуры, «винтиков» в большой системе. Многие из нас боятся, что их захлестнет волна насмешек и презрения, боятся нищеты и общественного мнения. Поэтому стремятся закрепиться на крошечных должностях, забывая об истинных предпочтениях и библейском напутствии жить в радости и благоденствии. Полагая, что приносим непомерную пользу своей службой, копошась в горах ненужных бумаг-фикций, мы перестаем воспринимать жизнь как дар, тем самым попирая замысел Высшего разума.

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

Смотреть фильмы онлайн