5 ноября в украинский прокат вышла картина ярчайшего представителя «берлинской школы», (направления в авторском кино Германии, возникшем в 90 годах) Кристиана Петцольда «Феникс». Психологическая драма, повествующая о судьбе выжившей в Холокост, измученной женщины, названа одной из самых сильных лент 2015 года. Далее размышляем, чем обусловлен успех «Феникса» и почему он рекомендован к просмотру.
Обезображенная пытками, но чудом оставшаяся в живых после Освенцима, Нелли (Нина Хосс) попадает в больницу. Наследство, полученное от погибших родственников, позволяет женщине сделать пластическую операцию, но добиться былой внешности врачам оказывается не под силу. Реабилитироваться, собрать документы и найти новое жилье потерпевшей помогает ее подруга Ленни (Нина Кунцендорф), но планируемый отъезд Нелли в Палестину все время откладывается. Отчаявшаяся героиня желает найти мужа Джонни (Рональд Церфельд), сдавшего ее нацистам, и, воспользовавшись своим измененным обликом, выяснить причину предательства.
Отсутствие антагониста
Сюжетная концепция «Феникса» довольно проста: послевоенная разруха служит фоном для показа сложных взаимоотношений двух, некогда близких, людей. Проблема предательства, поднимаемая в данной истории, является ключевой, но рассматривается авторами под разными углами. Парадоксально, но в фильме не найдется отрицательных или однозначных персонажей, что, несомненно, указывает на качество сценарной основы. Повествование начинается с приезда Нелли в госпиталь, после чего ее окружают заботой врачи, подруга, прислуга. А неприязнь к супругу сомнительной честности, которую взращивает в нас предостережение Ленни, оказывается палкой о двух концах, так как предательство, совершенное по неосторожности, не является столь ужасным. Кроме того, бумаги о разводе, предоставленные главной героине в финале, могли быть вынужденным действием, давлением со стороны господствующего режима, простой формальностью, не являясь при этом истинным отречением от объекта любви. Воспоминания, которым предается несчастный мужчина наедине с «незнакомкой» свидетельствует не столько о малодушии, сколько о глубоком сожалении и необратимости последствий проявления трусости.
Холокост
Сложно отыскать более пацифистское кино, чем фильмы о Холокосте. Межнациональная трагедия вполне оправдано занимает место одного из главных зверств Второй мировой войны. «Декорации» послевоенной разрухи, запечатленные режиссером, раскрывают суть явления, ставшего кровавым пятном в мировой истории. Но в «Фениксе» осуществляется и другая концепция, «зло среди нас самих», рассматриваемая в работах социолога З. Баумана. Предательство, по неведению и боязливости, совершаемое друзьями Нелли, а после и ее супругом, свидетельствует о том, что Холокост не только «случился», но и во многом был сделан руками самих трусов и изменников. Контраст, с которым сочетается посыл автора: «сами виноваты» и «войны нельзя допустить» рождает в сознании зрителя гамму сложных глубоких переживаний.
Инициация
Персонаж Нелли получился еще более емким, нежели стоящего на распутье Джонни. Оторопевшая от встречи с супругом, она не спешит броситься к нему в объятия, рассказав правду. Напротив, проникает «в тыл врага», дабы выяснить истинные причины предательства. Нина Хосс раскрывается в образе отчаявшейся, сломленной живой покойницы, каждый день которой — борьба с собственным неумением жить дальше. Актриса с удивительной точностью сумела воспроизвести на экране трагедию потери личности, случившуюся с людьми после боев, ссылок и заключений. Инициация в человека, теперь имеющего права, которую пытаются провести с Нелли второстепенные персонажи на протяжении всего повествования, оказывается попросту неуместной. С момента начала войны индивидуум безвозвратно утерян, на смену ему приходит строй, коллективный труд и стайный образ мышления.
Метафорика
Упрекать фильм в обилии гипербол и метафор было бы абсурдно, хотя бы потому, что лента художественная. Именно символизм, призванный играть на чувствах зрителя, является полноправным действующим лицом в данной работе. Название «Феникс» символизирует возродившийся из пепла еврейский народ, в последствие построивший сильное независимое государство. Образ нации, веками боявшейся изгнаний и уничтожений, воплощается в изнуренной, несчастной, но волевой женщине. Показывая апартаменты, в которые заселяют вчерашнюю заключенную Освенцима, костюм главной героини, Петцольд доносит до зрителя один из основных посылов: никакие блага мира не способны искупить ужасы войны.
грустное кино
Аплодисменты госпоже Рублевской!
С удовольствием читаю этого автора статей про кино
Сильно написано!