«Феникс». Спектакль для двоих

Роксана Рублевская. 12 ноября, 2015 4

5 ноября в украинский прокат вышла картина ярчайшего представителя «берлинской школы», (направления в авторском кино Германии, возникшем в 90 годах) Кристиана Петцольда «Феникс». Психологическая драма, повествующая о судьбе выжившей в Холокост, измученной женщины, названа одной из самых сильных лент 2015 года. Далее размышляем, чем обусловлен успех «Феникса» и почему он рекомендован к просмотру.

 

Обезображенная пытками, но чудом оставшаяся в живых после Освенцима, Нелли (Нина Хосс) попадает в больницу. Наследство, полученное от погибших родственников, позволяет женщине сделать пластическую операцию, но добиться былой внешности врачам оказывается не под силу. Реабилитироваться, собрать документы и найти новое жилье потерпевшей помогает ее подруга Ленни (Нина Кунцендорф), но планируемый отъезд Нелли в Палестину все время откладывается. Отчаявшаяся героиня желает найти мужа Джонни (Рональд Церфельд), сдавшего ее нацистам, и, воспользовавшись своим измененным обликом, выяснить причину предательства.

«Феникс». Спектакль для двоих

Отсутствие антагониста


Сюжетная концепция «Феникса» довольно проста: послевоенная разруха служит фоном для показа сложных взаимоотношений двух, некогда близких, людей. Проблема предательства, поднимаемая в данной истории, является ключевой, но рассматривается авторами под разными углами. Парадоксально, но в фильме не найдется отрицательных или однозначных персонажей, что, несомненно, указывает на качество сценарной основы. Повествование начинается с приезда Нелли в госпиталь, после чего ее окружают заботой врачи, подруга, прислуга. А неприязнь к супругу сомнительной честности, которую взращивает в нас предостережение Ленни, оказывается палкой о двух концах, так как предательство, совершенное по неосторожности, не является столь ужасным. Кроме того, бумаги о разводе, предоставленные главной героине в финале, могли быть вынужденным действием, давлением со стороны господствующего режима, простой формальностью, не являясь при этом истинным отречением от объекта любви. Воспоминания, которым предается несчастный мужчина наедине с «незнакомкой» свидетельствует не столько о малодушии, сколько о глубоком сожалении и необратимости последствий проявления трусости.

 

«Феникс». Спектакль для двоих

Холокост


Сложно отыскать более пацифистское кино, чем фильмы о Холокосте. Межнациональная трагедия вполне оправдано занимает место одного из главных зверств Второй мировой войны. «Декорации» послевоенной разрухи, запечатленные режиссером, раскрывают суть явления, ставшего кровавым пятном в мировой истории. Но в «Фениксе» осуществляется и другая концепция, «зло среди нас самих», рассматриваемая в работах социолога З. Баумана. Предательство, по неведению и боязливости, совершаемое друзьями Нелли, а после и ее супругом, свидетельствует о том, что Холокост не только «случился», но и во многом был сделан руками самих трусов и изменников. Контраст, с которым сочетается посыл автора: «сами виноваты» и «войны нельзя допустить» рождает в сознании зрителя гамму сложных глубоких переживаний.

 

«Феникс». Спектакль для двоих

Инициация


Персонаж Нелли получился еще более емким, нежели стоящего на распутье Джонни. Оторопевшая от встречи с супругом, она не спешит броситься к нему в объятия, рассказав правду. Напротив, проникает «в тыл врага», дабы выяснить истинные причины предательства. Нина Хосс раскрывается в образе отчаявшейся, сломленной живой покойницы, каждый день которой — борьба с собственным неумением жить дальше. Актриса с удивительной точностью сумела воспроизвести на экране трагедию потери личности, случившуюся с людьми после боев, ссылок и заключений. Инициация в человека, теперь имеющего права, которую пытаются провести с Нелли второстепенные персонажи на протяжении всего повествования, оказывается попросту неуместной. С момента начала войны индивидуум безвозвратно утерян, на смену ему приходит строй, коллективный труд и стайный образ мышления.

 

Метафорика


Упрекать фильм в обилии гипербол и метафор было бы абсурдно, хотя бы потому, что лента художественная. Именно символизм, призванный играть на чувствах зрителя, является полноправным действующим лицом в данной работе. Название «Феникс» символизирует возродившийся из пепла еврейский народ, в последствие построивший сильное независимое государство. Образ нации, веками боявшейся изгнаний и уничтожений, воплощается в изнуренной, несчастной, но волевой женщине. Показывая апартаменты, в которые заселяют вчерашнюю заключенную Освенцима, костюм главной героини, Петцольд доносит до зрителя один из основных посылов: никакие блага мира не способны искупить ужасы войны.

Комментарии (4)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

0

грустное кино


0

Аплодисменты госпоже Рублевской!


1

С удовольствием читаю этого автора статей про кино


1

Сильно написано!

Смотреть фильмы онлайн