Прокат «Иррационального человека», новой работы мастера авторского кино Вуди Аллена продолжает собирать восторженные отзывы публики. Трагикомическая история о преподавателе, перешедшем черту дозволенного — своеобразная интерпретация произведения Достоевского «Преступление и наказание». Но если смотреть в суть, то «Иррациональный человек» — это целая лекция о философии экзистенциализма, зашифрованная режиссером в классическом сюжете.
Профессор Эйб Лукас переезжает в небольшой городок, где собирается преподавать в колледже. Студентам, внимающим каждое его слово, Лукас рассказывает об экзистенциализме, наиболее близком ему направлении в философии, предметом изучения которого становятся человеческие терзания. Тема измученного странника, ищущего свое предназначение — не просто предмет дискуссий, но и собственная боль Лукаса, заглушить которую способен решительный шаг. Полагая, что совершенное им убийство
#1
Прародитель экзистенциализма Кьеркегор определял человеческую жизнь как отчаяние, которое наступает в результате неизбежности, отсутствия альтернативных возможностей. Борьба с ним возможна только через самоотречение, жертвенность и принятие своей неправоты, а кризис по Кьеркегору — сложный нравственный выбор, тернистый путь к Богу, предстоящий каждому. Главный герой Аллена, профессор Эйб Лукас, переживает сильнейший душевный коллапс, чувствуя, как отчаяние сдавливает горло. Он оказывается перед выбором: продолжать влачить ничтожное существование или возвыситься над несправедливостью и самостоятельно вершить суд, лишив жизни недостойного.
#2
Немецкий
#3
Одной из главных проблем, поднимаемых экзистенциалистом Ж.-П. Сартром, был выбор как момент страдательный, определяющий дальнейшую судьбу. Профессор Лукас путем преступления пытается обрести абсолютную свободу, которая, по Сартру, находится только у вас в голове. Никто не вправе отнять ее извне, ограничениями и запретами. Таким образом, высвободив истинного «Я», персонаж Аллена дышит полной грудью, до самого конца так и не приняв правила цивилизованного общества.
#4
Поиск смысла жизни, который привел героя к трагедии, — основная тема ленты. Альбер Камю, один из главных представителей французского экзистенциализма, говорит устами свихнувшегося Лукаса о бессмысленности бытия. Подобно своему кумиру, Эйб считает, что человек беспомощен не только перед ликом смерти, но и перед самой жизнью, постоянно осознавая, что все вокруг ему не принадлежит. Суть существования, по Камю, не во внешнем проявлении, а в самом осознании своего присутствия. Только после тяжкого преступления главный герой чувствует активную жизненную позицию, присутствие в реальности, а не в постоянных философских размышлениях.
#5
Предшественник экзистенциализма, писатель и философ Федор Достоевский создал в «Преступлении и наказании» оду душевным мукам, подробно описав баталию Раскольникова со своим вторым «Я». Постичь смысл и встать на путь истинный можно только путем страданий, заплатив немалую цену за желаемое просветление. Эйб Лукас во многом списан с героя Достоевского. Оба они представлены людьми порока, что касается не только убийства, а и греха уныния и гордыни, которая рождает болезненное чувство собственной исключительности. В результате «право имеющие» переступают рамки дозволенного, игнорируя общество, религию и мораль. Еще одно сходство Раскольникова с Лукасом — отношение к содеянному как к благому делу, освобождению человечества от червоточины, избавления от зла, мешающего жить праведнику.