«Иррациональный человек»: Вуди Аллен против философов

Роксана Рублевская. 03 сентября, 2015 0

Прокат «Иррационального человека», новой работы мастера авторского кино Вуди Аллена продолжает собирать восторженные отзывы публики. Трагикомическая история о преподавателе, перешедшем черту дозволенного — своеобразная интерпретация произведения Достоевского «Преступление и наказание». Но если смотреть в суть, то «Иррациональный человек» — это целая лекция о философии экзистенциализма, зашифрованная режиссером в классическом сюжете.

Профессор Эйб Лукас переезжает в небольшой городок, где собирается преподавать в колледже. Студентам, внимающим каждое его слово, Лукас рассказывает об экзистенциализме, наиболее близком ему направлении в философии, предметом изучения которого становятся человеческие терзания. Тема измученного странника, ищущего свое предназначение — не просто предмет дискуссий, но и собственная боль Лукаса, заглушить которую способен решительный шаг. Полагая, что совершенное им убийство взяточника-судьи поубавит проблем в городе, Лукас обрекает себя на мучительное существование и скорую смерть. Суть послания Вуди Аллена в том, что подобные философско-теоретические изыскания — не жизнеспособны и не применимы в реальной жизни, влияя губительно на личность и ее взаимодействие с окружающим миром.


#1

«Иррациональный человек»: Вуди Аллен против философов
Прародитель экзистенциализма Кьеркегор определял человеческую жизнь как отчаяние, которое наступает в результате неизбежности, отсутствия альтернативных возможностей. Борьба с ним возможна только через самоотречение, жертвенность и принятие своей неправоты, а кризис по Кьеркегору — сложный нравственный выбор, тернистый путь к Богу, предстоящий каждому. Главный герой Аллена, профессор Эйб Лукас, переживает сильнейший душевный коллапс, чувствуя, как отчаяние сдавливает горло. Он оказывается перед выбором: продолжать влачить ничтожное существование или возвыситься над несправедливостью и самостоятельно вершить суд, лишив жизни недостойного.

 

#2

«Иррациональный человек»: Вуди Аллен против философов
Немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперc считал человеческую жизнь тоскливой и бессмысленной. Люди попусту растрачивают время, даже не подозревая, на какие поступки способны и какие возможности таятся в глубинах их сознания. Согласно Ясперсу, только пограничные ситуации (между жизнью и смертью), кардинально меняющие судьбу, способны высвободить истинное «Я», подарив индивиду осознанность. Герой «Иррационального человека» своим преступлением попытался протоптать себе ясперсовскую дорожку к пониманию некого абсолюта, обрести ясность, своим примером доказав, что теории Великих в реальной жизни терпят фиаско.

 

#3

«Иррациональный человек»: Вуди Аллен против философов
Одной из главных проблем, поднимаемых экзистенциалистом Ж.-П. Сартром, был выбор как момент страдательный, определяющий дальнейшую судьбу. Профессор Лукас путем преступления пытается обрести абсолютную свободу, которая, по Сартру, находится только у вас в голове. Никто не вправе отнять ее извне, ограничениями и запретами. Таким образом, высвободив истинного «Я», персонаж Аллена дышит полной грудью, до самого конца так и не приняв правила цивилизованного общества.


#4

«Иррациональный человек»: Вуди Аллен против философов
Поиск смысла жизни, который привел героя к трагедии, — основная тема ленты. Альбер Камю, один из главных представителей французского экзистенциализма, говорит устами свихнувшегося Лукаса о бессмысленности бытия. Подобно своему кумиру, Эйб считает, что человек беспомощен не только перед ликом смерти, но и перед самой жизнью, постоянно осознавая, что все вокруг ему не принадлежит. Суть существования, по Камю, не во внешнем проявлении, а в самом осознании своего присутствия. Только после тяжкого преступления главный герой чувствует активную жизненную позицию, присутствие в реальности, а не в постоянных философских размышлениях.


#5

«Иррациональный человек»: Вуди Аллен против философов
Предшественник экзистенциализма, писатель и философ Федор Достоевский создал в «Преступлении и наказании» оду душевным мукам, подробно описав баталию Раскольникова со своим вторым «Я». Постичь смысл и встать на путь истинный можно только путем страданий, заплатив немалую цену за желаемое просветление. Эйб Лукас во многом списан с героя Достоевского. Оба они представлены людьми порока, что касается не только убийства, а и греха уныния и гордыни, которая рождает болезненное чувство собственной исключительности. В результате «право имеющие» переступают рамки дозволенного, игнорируя общество, религию и мораль. Еще одно сходство Раскольникова с Лукасом — отношение к содеянному как к благому делу, освобождению человечества от червоточины, избавления от зла, мешающего жить праведнику.

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

Смотреть фильмы онлайн