Кубрик, ботаны, гадюки: как снимали «Превосходство»

Юлия Кузнецова. 07 июля, 2014 0

Оператор «Начала» и трилогии о Темном рыцаре, один из самых перспективных неэкранизованых сценариев, $100 млн на съемки и Джонни Депп в главной роли. Таковы были исходные условия успеха научно-фантастического фильма «Превосходства». Ожидания создателей фильма, правда, не совсем оправдались, что не отменяет факт: это весьма любопытно снятая картина. О том, как создавалось «Превосходство», и поговорим сегодня.

«Превосходство» — это, в первую очередь, режиссерский дебют Уолли Пфистера. Этот человек стоял за камерой многих знаменитых картин и сделал себе имя на всех фильмах Кристофера Нолана за последние пятнадцать лет. Нолан, кстати, мог снять «Превосходство» вместо своего оператора, но в итоге выбрал другой «ботанский» фильм — «Интерстеллар», а для первого проекта остался лишь исполнительным продюсером. По словам Пфистера, самым главным для него режиссерским уроком от Нолана была скромность: уважительное и приветливое отношение ко всем, без исключения, членам съемочной группы.

В визуальном решении фильма Пфистер ориентировался на бессмертную классику философского сай-фая «2001 год: Космическая одиссея» Кубрика. Он устроил показ этой картины для своей съемочной группы, причем крутил кино не с диска, а с пленки 70 мм. Последнее — принципиально: Пфистер — сторонник пленки, а не цифры, и «Превосходство» он делал на целлулоиде форматом 35 мм. По словам режиссера, полученное качество изображения соответствует расширению в 8–10 тыс. пикселей, а цифровых камер, обеспечивающих его, еще попросту не существует.

На этом Пфистер с аналоговыми технологиями не закончил: он настоял на обработке пленки реактивами, а не цифровой. Студия не перечила, ведь ей такой способ сэкономил $300 тыс.

Как любой оператор, Пфистер имел много требований к свету на съемках и в получаемых кадрах. Камерамэна для «Превосходства» — Джесса Холла — он выбрал, увидев работу того над «Возвращением в Брайдсхед». Пфистер хотел добиться такой же естественности освещения.

Естественность была главным принципом съемок «Превосходства». В фильме много сцен, где Ребекка Холл общается с проекцией Джонни Деппа на мониторах. Обычно такие вещи монтируют на пустой экран уже на пост-продакшне. Но в «Превосходстве» поступили иначе. Депп находился в будке в том же помещении, что и его партнерша, а его изображение просто выводили на экраны. Так артистам было проще найти эмоциональный контакт. Кадры, где Депп исчезает с одного экрана и появляется на другом, следуя за героиней, были сняты аналогично, просто требовали чуть больше расчетов и репетиций.

Львиная доля экранного времени происходит на исследовательской базе с большим полем солнечных батарей. В «Превосходстве» это все называется центром данных в вымышленном городе Брайтвуд. Его снимали в знойном штате Нью-Мексико. Команда Пфистера построила пять домов и несколько трейлеров. Поле из солнечных батарей тоже создали киношники буквально в пустыне.

Условия для съемок были не самые комфортные. В июле, когда готовили сцены с центром данных, в Нью-Мексико стояла жара 43°С, а по вечерам поднимались песчаные бури. Больше всего работники жаловались на рыжую пыль повсюду, даже в их трейлерах. Природа боролась с фильмом во всех своих проявлениях. Так, на съемки семь раз пробирались незваные гости — гадюки, которых приходилось отлавливать и отвозить подальше. Или же одну из сцен снимали всего в нескольких милях от лесного пожара. А декорацию, построенную на давно высохшей реке, снесло водой: как назло, в последний день съемок на том месте случилась половодье.

С актерами Пфистеру было работать проще всего: они у него сплошь звезды и первоклассные исполнители, которые не боятся новых вызовов в карьере. Депп, например, пытался привыкнуть к тому, что ему на съемках придется быть в обычном виде — не в парике или гриме, а со своей рядовой стрижкой и в очках. Это, по мнению, актера и сложно: надо напрячься, чтобы войти в образ.

Пол Беттани, который, между прочим, играет роль, не уступающую Деппу в важности, готовился к съемкам иначе. Он играл ученого, потому и понес сценарий к нейробиологу из Калифорнийского технологического университета. Не чтобы проверить сценариста на вшивость, но получить объяснения некоторых научных моментов. Беттани спросил также, насколько реально провернуть ту же штуку, что и герой Деппа: загрузить свое сознание в компьютер. И ученый пообещал актеру подобные опции уже через тридцать лет.

Оригинальное название фильма — «Трансценденция» — это термин из философии, религии и психологии, в целом означающий выход за пределы познания, бытия. Сюжету фильма наиболее отвечает религиозное определение трансценденции — аспект божественной сущности за пределами материального. Ведь герой Джонни Деппа, по сути, через слияние с компьютером избавляется от материальной формы, превращаясь в суперсознание со способностями и замашками Бога.

Это все замечательно, но вот название фильма слишком сложное для проката. В странах с англо-саксонскими и романо-германскими языками «Трансценденцию» так и оставили на вывеске. А вот в остальном мире зрителей решили не мучить, как, например, у нас, адаптировав название: «Перевага». В Литве, Израиле и России использовали это же понятие. В Турции получилась «Эволюция», в Греции — «Суверенитет», в Сербии — проще всего: «Виртуальное сознание».

Под конец, предлагаем проникнуться атмосферой «Трансценденции», то есть «Превосходства» — такой, какая она была на съемочной площадке. А для это достаточно пересмотреть нижеследующее видео:

 

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

Смотреть фильмы онлайн