«Новейший завет»: Увидеть воочию и сослать в Узбекистан

Роксана Рублевская. 08 декабря, 2015 1

Пошатывающаяся христианская иллюзия «Бог любит нас», которой продолжает тешить себя человечество, разбивается вдребезги после просмотра нового кинополотна Жако ван Дормеля «Новейший завет». По сюжету, Высший разум и сам оказывается далеко несовершенным существом, впрочем, если мы были созданы по его образу и подобию, это многое объясняет. История ван Дормеля о зарождении земной жизни и истинных намерениях Творца, несмотря на весь абсурд, иронию и сюрреалистическую составляющую, кажется очень уместной в эпоху «вселенских драк».

«Новейший завет»: Увидеть воочию и сослать в Узбекистан

Исходя из представлений ван Дормеля, Бог живет в Брюсселе и не имеет ничего общего с существом, описанным в Ветхом завете. Это прохаживающийся в кальсонах, неряшливый психопат средних лет, днями напролет придумывающий пакости для людей. По мнению автора, все беды, приключающиеся в жизни простого смертного, — происки Всевышнего (Бенуа Пульворд), которого вовсе не заботят страдания подопечных, а только забавляет их мышиная возня, боязнь неопределенности, возмездия и неизбежной кончины. Будучи не в силах терпеть жестокость отца (и Бога по совместительству), 10-летняя Эя (Пили Груан) решает покончить с домашним диктатом и отправляется в мир, созданный ненавистным родителем. Найдя шесть учеников, она намерена написать свой завет, но уже без религиозного пафоса, выдумок и несуществующих библейских угроз.

 

#1

За слоями иронии и ирреальности в «Новейшем завете» скрывается вполне ощутимая неприязнь к одной из самых жестоких религий (крестовые походы, войны за монотеизм, антисемитизм). В эпизодах, где Высший разум, являя свое могущество, лишает людей жизни в «радости и благоденствии», ван Дормель демонстрирует свое несогласие с основными принципами христианства: смирением, богобоязненностью, мазохистской жертвенностью и ненавистью к инакомыслию. По большому счету, здесь христианин любому произошедшему с ним событию приписывает судьбоносный характер, воспринимая страдание как результат собственного грехопадения, как факт постоянного вмешательства Творца. В воспитательных целях, разумеется. Ван Дормель, создавая образ бесчувственного, мстительного тирана, демонстрирует зрителю свою расположенность к ницшеанским нигилистическим умозаключениям. Современный человек — ханжа, думающий исключительно об улучшении собственного благосостояния, не заслуживает иного бога, кроме как мертвого, т. е. глухого к человеческим мольбам, просьбам и проклятиям. Лишение божественного присутствия и участия — главная «небесная кара» человека постмодернизма.

«Новейший завет»: Увидеть воочию и сослать в Узбекистан

#2

Многие ошибочно критикуют фильм, обвиняя автора в отсутствии чувства меры, что совершенно напрасно. «Новейший завет» — ярчайший пример эстетики постмодернизма, а значит, условности, символизм, игра смыслами и постоянная самоирония являются вполне допустимыми. Главными ценностями героев оказываются свобода и стремление к ней, как следствие, спонтанность и частичная вседозволенность. Повествование — калейдоскоп впечатлений и фантазий самого зрителя, причудливым образом моментами превращающийся в настоящий трэш. Но только чтобы еще раз наглядно продемонстрировать публике богатство и потемки недр человеческого сознания. Отрицая моральные нормы, устои и традиции, персонажи берут на себя миссию отказаться от системы, идей, авторитетов, даже если ими является сам Бог.

Поведение протагонистов друг с другом — это круговорот враждебности в попытке отстоять свое право на свободу и безнаказанность. Начиная от Творца, хронически не довольного своими созданиями, и заканчивая смертельно больным мальчиком, желающим сменить пол. Еще одной особенностью и подтверждением эстетики постмодернизма является ориентир героя на настоящее. В данном случае на его пессимистические подсчеты оставшихся лет и безумие, сродни зоофилии, с которым он окунается во вседозволенность перед уходом в небытие. Собственно, завет, написанный безграмотным бомжем под диктовку 10-летнего ребенка — очень точная метафора инфернального ужаса, окружающего нас с вами.

 

#3

Персонажи, созданные ван Дормелем, очень лаконичны и, несмотря на всю условность, имеют четкий психологический портрет. Более того, режиссер показывает, каким образом нужно трансформировать их в нечто иное, божественное (пусть и несколько странное) существо. Жестокому убийце, наводящему дуло ружья на прохожих, нужен ответный удар, и им станет стрела амура. Несчастной в браке даме средних лет следует, наконец, стать желанной, даже если ее возлюбленным будет огромная дрессированная обезьяна. Сексоголику, подрабатывающему в озвучке порнографии, сбросить пыл поможет закрытие гештальта (долгожданная встреча с любовью детства). И даже Бог, отказывающийся исправляться, будет отправлен на принудительные каторжные работы в Узбекистан, а его место заслужено займет супруга, богиня домашнего очага. Она-то уж точно не заставит людей страдать.

Комментарии (1)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

0

побольше бы таких фильмов в прокате fire

Смотреть фильмы онлайн