ОМКФ 2014. День 4-5: студенческие страйки, сиськи и смерть кино

oKino.ua. 16 июля, 2014 0

Четвертый день фестиваля начался показами сразу нескольких фильмов — международной конкурсной программы и уже состоявшихся призеров других кинофестивалей. Тем день и был сложен, что приходилось что-то выбирать и, соответственно, чем-то жертвовать.

Кадр из фильма «Убить человека»

«Убить человека» Алехандро Фернандеса Альмендраса — призер американского фестиваля «Sundance». Хорхе — главный герой — довольно замкнут и флегматичен. Ему и его семье проходу не дает местный гопник, Калуле. Выходки Калуле становятся все агрессивнее и агрессивнее. Полиция не особо напрягается по этому поводу. Хорхе нужно самому что-то предпринять, пока Калуле с братками никого не убил из его семьи. Стоит отметить, что фильм основан на реальных событиях, от того история воздействует на зрителя еще сильнее, несмотря на кажущуюся анемичность героев.

«Гуэрос» Алонсо Руис Палашиоса — еще один фильм международного конкурса. Фильм черно-белый и во много цитирует французское кино 60-х, как по духу, так и по стилю. В университете Мехико забастовка, занятий нет, студенты предоставлены сами себе — хочешь, делай революцию, хочешь, ничего не делай. Компания молодых людей шатается по Мехико в поисках умирающей легенды мексиканского фолк-рока и по дороге влюбляется, напивается, разочаровывается, купается в фонтанах, одним словом — ищет себя. «Гуэрос», кстати, означает на мексиканском сленге белокожих и светловолосых в пренебрежительном смысле.

В четвертый день был приметен также мастер-классом Сергея Лозницы о пропаганде и относительности документального кино. Правдивость документального кино всегда относительна — средствами монтажа оно искажает время и пространство, навязывает свою реальность. Пропаганда начинается уже тогда, когда в голове режиссера зарождается мысль показать что-то с определенной стороны, так как ему бы хотелось. Поэтому документальное может оказаться еще большей фикцией, чем художественное. Лозница в этом году отбывает фестиваль от начала до конца: он судит в международном жюри и представляет нашумевшую документалку «Майдан».

Более «увлекательным» оказалась не академическая лекция Лозницы, но представление, последовавшее за ним во дворе того же здания. FEMEN устроили типичный перформанс с антипутинскими лозунгами и требованиями освободить режиссера Олега Сенцова и попавшую в российский плен летчицу Надежду Савченко. На самом перформансе, кроме уже привычных сисек, был и молодой человек в трусишках, который к концу действа обмазался красной субстанцией — как бы кровью. Все это действие предваряло показ швейцарского фильма «Я — FEMEN» Алена Марго. В общем, все вполне ожидаемо — фильм о FEMEN, вот и FEMEN.

В этот день также прошли показы двух совершенно разных, если не противоположных фильмов национальной конкурсной программы — документалки «Присмерк» Валентина Васяновича и комедию абсурда «F 63.9 Болезнь любви» от супругов Дмитрия Томашпольского и Алены Демьяненко. Если первый фильм — это беспросветная документальная лента о престарелой матери и слепом сыне, то вторая — водевильчик о любви. Традиционно, с документальным кино у нас лучше, чем с художественным. Современное украинские худфильмы пытаются делать массовыми, но как-то теряется из виду, что массовое кино не обязательно должно быть снято будто бы для одноклеточных.

«Я — не Он» Тайфуна Пирселимоглу — один из лучших турецких фильмов прошлого года, медленная арт-картина о добровольном отказе человека от идентичности. Нихат и Айше работают вместе в столовой. Айше замужем, но ее муж сидит в тюрьме. Как-то раз она приглашает Нихата к себе. Рассматривая свадебное фото Айше, Нихат понимает, что он как две капли воды похож на ее мужа. У Нихата и Айше завязываются весьма странные отношения, итог которых предсказать невозможно.

Кадр из фильма «Ида»

В пятый день фестиваля правило польское кино: «Поле собак» Леха Маевского и «Ида» Павла Павликовского. Что объединяет эти два фильма, так это визуальная вычурность и смерть. «Поле собак» — фильм-эпитафия. Главный герой — Адам — теряет близких в автокатастрофе, Польша — 96 представителей политической элиты (авария президентского самолета под Смоленском). Единственное, чего хочет Адам — это спать. Его сны становятся новой реальностью, поэтому кадр наполнен странными вещами и алогичными событиями. Большую часть монологов и диалогов героев составляют цитаты из Данте и Хайдеггера.

«Ида» же — черно-белый фильм, где Павликовский мастерски выстраивает композицию кадра, другими словами, практически каждый кадр это полноценное фото. Ида — молодая девушка, которая росла при монастыре и готовится принять постриг. Перед этим Иде нужно повидать свою тетку — единственную родственницу, которая работает судьей, и которую в народе называют «кровавая Ванда». Ида узнает, что ее родители были евреями и погибли во время войны. Вместе с теткой они пытаются найти захоронение или хотя бы людей, которые знали родителей Иды.

Питер Веббер

За образовательную часть в пятый день отвечал мастер-класс Питера Веббера — главы международного жюри и режиссера, известного благодаря «Девушке с жемчужной сережкой». Веббер рассказывал об уже давно набившей оскомину формулировке — «смерть кино». Кино «умирало» с приходом звука, с приходом цвета, с рождением каждой «новой волны» в национальных кинематографиях и сейчас умирает из-за цифры и 3D. Жизнь кино напрямую зависит от зрителя, поэтому есть смысл говорить, скорее, не о смерти кино, а о смерти зрителя. Под конец мастер-класса Веббер призвал всех, кто хочет делать кино, прежде всего, заниматься своим самообразованием.

Вечер пятого дня завершился двумя спецсобытиями. Первое — благотворительный показ фильма «Гамер» в поддержку Олега Сенцова. Вырученные за билеты деньги пойдут на юридическую помощь режиссеру и содержание двух его детей, оставшихся совсем без родителей. Второй спецпоказ — «Фантомас» Луи Фейада — немой фильм 1913 года, который показывали на Ланжероне в музыкальном сопровождении Dj Raiomentale. Лишне говорить, что этот сеанс прошел при полном аншлаге, как и все одесские показы под открытым небом.

Автор - Алиса Миримская

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

Смотреть фильмы онлайн