4 месяца, 3 недели и 2 дня 4 luni, 3 saptamini si 2 zile

oKino:
7.7
7.7/10
из 10
IMDb: 7.9 (40,203)
Каннский кинофестиваль 1
Гойя 4
Смотреть трейлер
Жанр: драма
Оператор: Олег Муту
Слоган: «How far would you go for a friend?»
Премьера в мире:
Премьера в Украине: 27 марта 2008
Бюджет: €600 000
Рейтинг MPAA: R
Сюжет
1987 год, Румыния, до падения коммунистического строя остались считанные годы. Две университетские подруги Отилия и Габита пытаются решить проблему нежелательной беременности.
Трейлер
Кадры
Рецензии

Честная драма молодого румынского режиссёра расскажет о жестоком выборе человека, идущего на крайние жертвы ради лучшей подруги

Сказка золотого века

«4 месяца…» — первый фильм из задуманной режиссёром трилогии под названием «Сказки золотого века». Проект призван рассказать историю социалистической Румынии на материале городских легенд. Режиссёр Кристиан Мунджиу задался целью показать этот период без ссылок на коммунизм, но сквозь призму городских историй, посвящённых личному выбору, который человек должен был сделать в те тяжёлые времена. Последние два года мировые кинофестивали буквально накрыла новая «румынская волна». Один за другим — «Смерть господина Лазареску», «12.08 к востоку от Бухареста» брали призы Каннского фестиваля, пока в прошлом году «4 месяца, 3 недели и 2 дня» не покорили Канны — впервые мнение жюри и прессы совпали и фильму присудили Золотую Пальмовую Ветвь и приз ФИПРЕССИ. Прошёл год, но тема до сих пор актуальна и вызывает массу мыслей и эмоций по данному поводу.

«4 месяца…» — бескомпромиссная драма, о том через что приходится пройти двум женщинам в период режима Чаушеску в Румынии. События ленты происходят в один вечер 1987 года — год крушения ужасов тоталитаризма. Конец 80-х — на улицах уже не было света, единственный канал телевидения показывал всего 2 часа в день, вокруг царила мрачная атмосфера, страна была в разрухе. Две румынские студентки — Отилия и Габицэ — живут в одной комнате в общежитии Бухареста, пока не выясняется, что одна из них беременна. Одна пытается усопокоить другую, понимая что аборты в Румынии запрещены. Это единственный выход и Отилия совершенно бескорыстно решается помочь подруге и стоит отдать ей должное — решимости и хладнокровия ей не занимать. Но за этой сильной волевой натурой скрывается оболочка ранимой женщины, у которой тоже есть свои проблемы, вопросы, моральные принципы.

От этих принципов ей всего на один вечер, а может и на всю жизнь, приходится отказаться ради спасения своей невразумительной подруги. Режиссёр снял картину в особой манере; кажется, зритель должен сочувствовать Габицэ, решившейся на аборт, но всё не так просто. Главной героиней по сути является Отилия, которая взялась за организацию запрещённого аборта и все хлопоты и удары пришлись именно на неё. В фильме нет ни одного кадра, где бы ни появилась Отилия. Актриса Аннамария Маринка настолько вжилась в роль, превратилась в свою героиню, что на экране она завораживает каждым движением, действием, и это притом, что в фильме она говорит редкими бытовыми фразами.

Для «провинившейся» девушки всё плохое заканчивается с процедурой вмешательства доктора Бебе, а для её подруги испытания только начинаются. Мало того, что она бегает по всему городу и пытается снять номер в любой гостинице (плюс пачка запретного «Kent» в качестве взятки), так ей приходится встречаться с самим доктором Бебе и выслушивать от него унизительные наставления. Персонаж доктора неслучаен в цепочке сюжета. Вначале кажущийся внешне интеллигентным, впоследствии он поставит подруг перед тяжким выбором, когда у тех окажется совсем мало денег. Тем самым, он поставил черту под моральными устоями людей, отчаявшихся найти помощь в контролирующем государстве.

Ко всему прочему, у Отилии есть заботливый парень Ади, приглашающий её на день рожденья мамы. Ей приходится разрываться между подругой и парнем, притворяясь на празднике весёлой девушкой, что не очень у неё получается. Кадр сменяет кадр и Отилия уже задаёт пророческий вопрос Ади: «А что бы сделал ты, если бы…?" Посиделки родителей и беспечность старых профессоров выглядят отталкивающе по сравнению с тем, что происходит в номере одной из гостиниц города. Вот здесь и понимаешь какую пропасть вырыло государство между поколениями.

Из вполне заурядной истории режиссёру удалось создать настоящее кинополотно-манифест в адрес изжившего себя режима. Не аборт и не беременная Габицэ в центре сюжета (здесь она в роли статистки), а Отилия, у которой всего за полдня происходит революция. Её собственная революция происходит от понимания того, что она, как и все несвободна, каждый её шаг, мысль, действие проверяют чужие люди и что всему этому должен настать конец. К сожалению, лишь пройдя через такие мучительные жертвы ради Габицэ, только Отилия осознаёт всю жестокую реальность, сжимающую её у горла, а не её подруга и парень.

Настроение и эмоции героев переданы максимально достоверно и правдиво: в поступках героев нет ничего фальшивого, наигранного, происходящему потихоньку начинаешь верить и вникать в суть всего этого кошмара. И всё это происходит на фоне социалистической разрухи, нерадостных пейзажей столицы, и похожих на утюги машин (старые Dacia). В душе молодой девушки, повзрослевшей в один миг, творится невообразимое, но она уже сделала свой личный выбор. Про Отилию можно сказать одно, что она оказалась замечательным человеком, не бросившим в беде и только благодаря ей неприятный вечер завершился для обоих благополучно. Мунджиу ясно указал, что многие законы тогдашней Румынии были доведены до абсурда — до конца 80-х около полумиллиона женщин страны погибло из-за подпольных абортов. И перемены должны были произойти сначала в сознании каждого человека, общества, а затем уже и в самом государстве.

Картина снята весьма необычно — жанр её меняется в зависимости от обстоятельств, превращаясь из социальной и личной драмы в нуар, из нуара в триллер. Режиссёр часто применяет внешние эффекты, чтобы подчеркнуть то или иное настроение героини, показать её страх, заботу и борьбу в самой себе. К примеру, дождь, слякоть, кромешная темнота районов Бухареста, звуки подозрительных шагов, случайные прохожие становятся сопровождающими Отилии, когда она решается на безрассудный шаг. А свадьба в гостинице и две подруги за столиком в финале и вовсе обескураживают. Печали и радости совсем рядом, стоит ценить хорошее, ведь ничто невечно.

 

Слом стереотипов

В фильме довольно часто применяется статичная камера и во время диалогов она вообще не двигается, тем самым позволяя зрителям соучаствовать, прикоснуться к происходящему.

Мунджиу ушёл от стереотипов, он предложил другую историю, неожиданную, от того не менее интересную. При просмотре постоянно думаешь, неужели сейчас что-то случится с одной из героинь и всё окончится плачевно, однако, нас ожидает совершенно другая развязка. 4 месяца, 3 недели и 2 дня — срок беременности Габицэ, вынесенный в название картины, о котором так и не узнают главные герои. Создатели таким образом подтверждают неоправданный риск и жертвоприношение Отилии, единственное, что она в силах была сделать, единственная свобода, которая у неё осталась.

Сначала думаешь, что это агитка, ангажированная драма, но неожиданные повороты событий рассказывают вовсе не об аборте и о его морали. Фильм о том, как меняется человек, его индивидуальность, делая выбор в жестоких условиях жизни. Сама детализация, последовательность сюжета, тонкое чувство камеры, идеально прописанные диалоги, игра актёров настолько ярко передают атмосферу той эпохи, чувства и мысли запуганного, но сильного человека, что в пору говорить о рождении новой ветви европейского кино — румынского неореализма. Режиссёр Мунджиу (сам в прошлом журналист) использует камеру, чтобы показать одну правду в противовес той «фантастике», так называемому магическому реализму, который снимали в Румынии в 80-х. В фильмах «золотой пятёрки» молодых румынских режиссёров (Мунджиу, Пуи, Немеску, Порумбою) нет ничего революционного и неординарного, однако им удалось то, что не удавалось сделать другим — показать правду со всех сторон, показать добро и зло, человечность и жестокость людей, борьбу характера, пусть и на фоне краха социализма. Именно эти фильмы более близки нашим зрителям, а не зрителям Запада, ведь во многом судьбы и истории людей похожи между собой и внутренне перекликаются.

Именно этим и объясняется прорыв национального кино в странах Восточной Европы, Ближнего Востока («Карамель», «Соль этого моря»). На смену модному азиатскому кино пришли честные картины о социалистическом прошлом, равно как драмы, так и ироничные комедии-ностальгии.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы