Адмиралъ

oKino:
7.0
7.0/10
из 10
IMDb: 6.9 (5,053)
Золотой орел 8
Сюжет
Кинокартина, повествующая о жизни выдающегося полярного исследователя, боевого офицера военно-морского флота, а впоследствии - адмирала и верховного правителя России Александра Колчака.
Трейлер
Кадры
Рецензии
О российском кино можно писать очень долго и очень много, хотя написанное не всегда будет интересно для прочтения. Фильм «АдмиралЪ» рассказывает о судьбе страны в один из переломных моментов ее истории, прочерчивая сюжетную линию сквозь призму человеческих взаимоотношений тех, кто на ход этих исторических событий имел не последнее влияние.

В первый день после просмотра меня еще охватывал порыв чувств, с которыми сложно было справиться, дабы написать о кино более или менее объективно. Должен заметить, что такой резонанс от фильма чрезвычайно редок. Обычно я готов писать рецензию уже через два часа после окончания киносеанса. Таким образом, можно смело утверждать, что, по крайней мере, одна из целей режиссера достигнута, а именно – создать эффектный продукт.

Смотреть «АдмиралЪ» интересно еще и потому, что это все-таки наша страна, ведь фильм рассказывает о событиях, затронувших наших дедов и прадедов. То есть эти события в какой-то степени повлияли и на нас самих. Согласитесь, что глядеть на мелькающие в окошке поезда белоснежные бескрайние сибирские просторы куда приятней, чем на прерии штата Аризона.

Революция 1917 года прошлась кривым серпом по всему российскому государству: кто-то был лишен усадеб и имений, кому-то было суждено бежать из страны. Рушились церкви и расстреливались офицеры. Но самое страшное, что только могло произойти это факт, свидетельствующий о гражданской войне, в которой брат шел против брата. Спровоцированная революций братоубийственная война стала одной из самых печальных вех русской истории.

Сквозь эти суровые будни идут и герои фильма. Влюбленные, оба семейные, амбициозные и талантливые. Александр Колчак и Анна Тимирева. История их отношений зарождалась как цепочка галантных признаний и чутких взглядов, а закончилась дружбой неразлучных боевых товарищей. История, где он не мог жить без нее, а она, обретя вновь, не оставляла его ни на минуту, поистине завораживает и трогает зрителя.

Прекрасно справившиеся с ролями Константин Хабенский и Елизавета Боярская смогли точно передать диалог двух любящих людей того сложного, тревожного и до сих пор неясного времени. Рушились устои, менялся строй, семьями расстреливались и простые крестьяне, и монаршие особы. А любовь жила и прорастала цветком, алым от крови, сквозь корку сибирского льда и тянулась ко свету смущенных глаз верховного правителя и поэтичной дворянки.

Вдаваться в политический аспект сюжета бесполезно. В этом плане у нас удивительная страна: пока у власти коммунисты – белые преподносятся врагами и предателями. СССР ушло, и вновь белогвардейцы – герои, а их режиссер картины показывает именно героями в противовес серой кучке плебеев-революционеров. Конечно, мы вправе дать Колчаку некую реабилитацию, ведь он пострадал в этой революционной каше не меньше других граждан нашей большой страны.

Еще один аспект фильма «АдмиралЪ» - религиозный. Показывая дух того времени, режиссер уделяет много сил, отражая основы православной культуры, которая, во-первых, идет в противопоставление безумной логике пролетария, а во-вторых, является показателем высокого нравственного развития империалистической эпохи. Приятно осознавать, что люди, сидевшие рядом в кинозале, это понимали. Я наблюдал в выражении их глаз благоговение, когда в фильме состоялась общая молитва на корабле, и тревогу, когда тело Колчака погрузилось на дно сквозь прорубь иордани.

Фильм, безусловно, оставил массу приятных впечатлений и игрой актеров, и качеством операторской работы. Главное, это кино патриотично и несет в себе зерно правильного понимания жизни. А достоверность событий в кинематографе – дело десятое. Потому как, насколько достоверна сама история начала ХХ века, не знает никто. И вобщем-то за ней не стоит гнаться.

Важно лишь помнить, что хоть мы и видим наше светлое будущее сквозь мутную пелену сомнений и неизвестности, «пребывают с нами вера, надежда и любовь, но любовь из них больше…»

По-прежнему не прочитав ни одного отзыва, кроме тех, что попались в моей ленте, я расскажу вам о фильме «Адмиралъ».

Наш сеанс начинался в шесть. Без пяти минут начало мы заняли свои места. Я купила три диска с фильмами и бережно рассматривала каждый из них, предвкушая тот момент, когда аккуратно добавлю их к своей коллекции любимых фильмов.

В зале было шумно, как впрочем и всегда. Звонили телефоны, хрустел и смачно пах попкорн, летели чипсы, лилось пиво, кока-кола и минералка. Все места были заняты. Люди говорили о чем угодно, кроме как о предстоящем просмотре кино — о новых шмотках, мужчинах, машинах, белье, экзаменах, зарплате…

Во время рекламы тише не стало. И тут я уже было подумала, что сильно попала. Да, болтовня, попкорн и суета — обычное дело, но не в таких же масштабах. Надежда была на то, что во время титров замолчат. Хрен вам с маслом. Не замолчали. Парочка соседей справа сюсюкали, спереди обсуждали экономический кризис. Я молчала и злилась — видимо, дурацкий все-таки фильм… иначе не собралась бы такая куча идиотов болтливых и мы с мужем посередине в гордом молчании.

Титры закончились как-то очень быстро. Начался фильм. Первые кадры — битва с немцами на воде. Зал вздохнул, как единое целое, набрав воздуха в легкие. И больше уже не издавал ни звука…

Не знаю, что это было. История одного отдельно-взятого кинозала или что-то еще. Мистика какая-то… да только волны напряжения передавались от одного к другому. Атмосфера в зале накалялась. Но ничто не нарушало тишины. Люди забыли о чипсах, попкорне, кока-коле, пиве и минералке. Забросили свои мобильники, дела и проблемы. Погрузились в кино.

Я застыла в том положении, в котором начала смотреть фильм. Ближе к концу второго часа почувствовала странное покалывание в кистях рук — оказывается, они были сцеплены так сильно, что побелели костяшки пальцев. Расцепив их, я заметила, что вокруг стоит небывалая тишина. И люди застыли точно, как и я… словно и не живые вовсе — а восковые фигуры.

Не будем лукавить, товарищи, кинокритик из меня, что корова на льду. Все-таки для того, чтобы судить о кино, нужно учиться этому. Или хотя бы методично читать очень много литературы о тонкостях кинематографа.

А тот факт, что я люблю кино и смотрю множество фильмов не стоит ровным счетом ничего. Не становлюсь я от этого ни на йоту ближе к знанию того, какие ошибки допустил режиссер, сценарист, оператор, актеры. Я могу лишь судить об одном — захватило ли меня кино или нет. Заставило ли забыть обо всех этих глупостях — как кто сыграл, кто был лишним, а кто нет, как точно следовал сценарий историческим фактам, как искусно были показаны бои на воде и на суше. Да ни хрена я в этом не разбираюсь. И если бы и начала судить, то только из вредности или оттого, что фильм показался скучным или просто не дотянул до того, чтобы смотреть, не отрываясь и забыть обо всем на свете.

«Адмиралъ» — это именно то кино, которое заставило меня забыть о том, что я смотрю фильм. А потому я ничего не могу сказать о том, удачно или неудачно справились актеры с ролью, хорош ли сценарий, режиссерские находки и технические аспекты дела. Нет, не кино я смотрела… я погрузилась в этот мир, как в любимую книгу, читая которую, забываешь о том, кто ты и начинаешь жить вместе и за героев.

«Адмиралъ» — это наша история. Рассказанная художественно, очень лично и по-человечески просто. И как ни смешно и грустно это говорить, на каждом из нас лежит печать революции 17-го года. Мы еще не смирились с нашей историей и каждое напоминание о событиях тех лет — оставляет глубокие порезы на сердце, хотя мы и сами можем не признаваться себе в этом.

«Адмиралъ» — сильное, противоречивое, неоднозначное кино, вызывающее у многих одни и те же вопросы в течение просмотра. Почему основная тема фильма — любовь? Оправдана ли аналогия с культовым фильмом Кэмерона «Титаник», которая особенно отчетливо бросается в глаза на последних кадрах фильма? Достойно ли справились с ролью актеры, особенно с женскими ролями?

Но ответы на эти вопросы просты. Любовь-то единственное, ради чего стоит жить. Она может быть так сильна, что расцветет ярким цветом в то время, как весь мир будет рушиться. Любовь окажется сильнее смерти, сильнее всего, что есть на свете хорошего и плохого. Потому возможно оправдана аналогия с тонущим кораблем — только в случае фильма «Адмиралъ» ко дну шел не корабль, а огромная империя. Как справились со своими ролями актеры? Судить профессионалам. У меня же не возникло ощущения искусственности в течение просмотра. А это, на мой взгляд, самое главное.

Не знаю, что не находили или же, напротив, отыскали в этом фильме многочисленные знатоки современного киноискусства, но очень редкое кино способно захватить меня настолько, чтобы потерять чувство времени и ориентации в пространстве.

Последние кадры. По экрану поползли однообразные титры. Точка. По залу прошлась гулким шепотом тяжелая густая волна. Зал выдохнул. Свободны.

Но эти два часа чужие и незнакомые люди дышали в едином ритме. И сердца наши бились точно одно. И теперь я с уверенностью могу вам сказать — оно того стоило.

Бывают в нашей истории периоды, когда человек, живущий в это время, являет на свет божий всю свою сущность. Мужество и трусость, доброта и злоба, самопожертвование и эгоизм, честь и предательство — всё раскрывается в такие моменты. Японская мудрость гласит — не дай бог вам жить во времена революций. Но именно тогда можно наблюдать бок обок и вероломное предательство и великое мужество, именно в эти времена раскрываются настоящие героические личности, слава которых не померкнет в веках.

Одним из таких периодов в истории нашей родины было время в начале ХХ века, а одним из великих героев был адмирал Колчак. Судьбу этого выдающегося русского офицера и раскрывает киноэпос — «Адмирал».

Личность великого адмирала Александра Васильевича Колчака в советское время была незаслуженно подвергнута поруганию и жёсткой критике. Такое отношение к истории и явилось одной из причин краха советского государства. Но, слава богу, человеческие идеалы атеистического советского общества, в основе своей совпадали с идеалами православного русского народа. Поэтому, сейчас, когда мы получили доступ ко всем возможным источникам информации, можно реально оценить, кто же на самом деле достоин чести называться «Великим».

Художественный фильм «Адмирал» является первой серьёзной попыткой общественной реабилитации Колчака. Уже только за это картина достойна высокой оценки.

Авторы «Адмирала» начинают своё повествование во время Первой Мировой Войны, пропустив тем самым очень интересный этап жизни Колчака, этап становления его личности и всех тех качеств которые он проявлял до самой смерти. Уже в ранге контр-адмирала Александр Васильевич ведёт борьбу с немецким флотом на Балтике. Колчак был мастером постановки минных заграждений. Эсминцы и крейсера под его командованием провели ряд успешных операций в 1914–1915 годах, в результате чего на минах подорвались немецкие крейсера «Фридрих Карл», «Бремен» и «Газелле», а также несколько меньших военных кораблей и 23 транспорта. В начале фильма как раз показан эпизод с уничтожением германского крейсера «Фридрих Карл».

Но главным в фильме, всё же, является история любви адмирала и Анны Тимирёвой. Анна и Александр познакомились в 1915 году в Гельсингфорсе, кудаЕлизавета Боярская в роли Анны Тимирёвой перевели из Петрограда мужа Анны, капитана I ранга Сергея Тимирёва. Анне было 22, Колчаку — 41. Первая встреча — в доме контр-адмирала Николая Подгурского, общего знакомого Колчака и Тимирёва, — оказалась фатальной. «Нас несло, как на гребне волны», — писала Тимирёва впоследствии. Она первой призналась Колчаку в любви: «Я сказала, что люблю его». И он, уже давно и, как ему казалось, безнадёжно влюблённый, ответил: «Я не говорил вам, что люблю вас. Я вас больше чем люблю».

До самого конца они обращались друг к другу на «вы» и по имени-отчеству. В сохранившихся письмах — их всего 53 — только раз у неё вырывается — «Сашенька»: «Шибко худо есть, Сашенька, милый мой, Господи, когда Вы только вернётесь, мне холодно, тоскливо и так одиноко без Вас». Безгранично любя адмирала, Тимирёва сама пошла под арест в январе 1920 года. «Я была арестована в поезде адмирала Колчака и вместе с ним. Мне было тогда 26 лет, я любила его, и была с ним близка, и не могла оставить его в последние годы его жизни. Вот, в сущности, и всё», — писала Анна Васильевна в своих заявлениях о реабилитации.

История любви адмирала Колчака и Анны была неоднозначной, но очень трогательной и чистой. На мой взгляд, этой истории слишком много времени отведено в картине, но не моё право осуждать за это режиссёра. Таков был его замысел, показать больше не исторические события, а трогательную и красивую любовь великого адмирала к прекрасной женщине.

В июле 1916 года Анне пришлось расстаться с Александром, что положило начало ставшей в последствии знаменитой, переписке. Колчака произвели в вице-адмиралы и назначили командующим Черноморским флотом. Он оказался самым молодым из командующих флотами. Его корабли, разделённые на несколько отрядов, нанесли ряд ударов по побережью Турции и выставили мины у входа в Босфор. В Севастополе уже готовился десант для захвата Константинополя и босфорских проливов, однако осуществить эту операцию помешала Февральская революция 1917 года.

В июне 1917 Севастопольский совет попытался арестовать офицеров, заподозренных в контрреволюции, и отобрать у Колчака георгиевское оружие — золотую саблю. Адмирал предпочёл выбросить клинок за борт. В «Адмирале» показан данный эпизод, но без каких-либо пояснений. Во время русско-японской войны в 1904 году будущему адмиралу пришлось командовать батареей при обороне Порт-Артура. Там он получил ранение и оказался в плену, в котором провёл четыре месяца. По возвращении был награждён георгиевским оружием — золотой саблей «За храбрость». Именно эта сабля и была брошена в воды Чёрного моря. Через три недели водолазы подняли саблю со дна и вручили Колчаку, выгравировав на лезвии надпись: «Рыцарю чести адмиралу Колчаку от Союза офицеров армии и флота».

Великий адмирал В августе адмирала вызвали в Петроград, где он подал в отставку, после чего уехал в США в составе морской миссии. После начала Гражданской войны Колчак решил примкнуть к Добровольческой армии, а 13 октября 1918 прибыл в Омск, где вскоре тайным голосованием членов Совмина был избран на пост Верховного Правителя Российского. Ещё до этого, в августе 1918 года постановлением Владивостокской консистории Анна Тимирёва была официально разведена с мужем и после этого считала себя женой Колчака. Вместе они пробыли с лета 1918 года по январь 1920-го. В данном случае авторы фильма решили немного изменить исторической действительности и показали несколько другое развитие событий, видимо для большего акцента на силе любви Анны к её адмиралу.

К сожалению, первые победы армии Колчака сменились поражениями, а последующие восстания в тылу полностью сломили дух белогвардейцев. 4 января 1920 года в Нижнеудинске адмирал А. В. Колчак подписал свой последний Указ, в котором передал полномочия «Верховной Всероссийской Власти» А. И. Деникину. Впредь до получения указаний от А. И. Деникина «вся полнота военной и гражданской власти на всей территории Российской Восточной Окраины» предоставлялась генерал-лейтенанту Г. М. Семёнову.

15 января, после предательства командующего союзническими войсками генерала М. Жанена, Александр Васильевич Колчак был арестован в Иркутске представителями эсеро-меньшевистского Политического центра. 7 февраля 1920 года, выполняя переданный по телеграфу из Москвы секретный приказ председателя Совнаркома В. И. Ульянова-Ленина, руководимый большевиками и левыми эсерами Иркутский военно-революционный комитет приговорил Колчака к расстрелу.

Согласно наиболее распространённой версии произошедшего, адмирал расстрелян по приговору Иркутского Ревкома, санкционированному большевистским центром вместе с бывшим председателем Совета министров Российского правительства В. Н. Пепеляевым на льду реки Ушаковки близ Знаменского женского монастыря, а их тела бросили в прорубь. По одной из версий Колчак лично руководил собственным расстрелом, но режиссёр «Адмирала» всё же решил придерживаться общепринятой версии.

Великолепные актёры Константин Хабенский и Елизавета Боярская, на мой взгляд, смогли отлично передать образ своих героев, и заслужили высокой оценки. Единственным минусом «Адмирала» является не полное описание жизни Александра Васильевича Колчака. За кадром остались его научные труды и участие в экспедиции Эдуарда Васильевича Толля на шхуне «Заря», целью которой было изучение морских течений в Карском и Восточно-Сибирском морях Северного Ледовитого океана; а также исследование уже известных и поиск новых островов в этой части Арктики, а в случае удачи — открытие «большого материка» («Арктиды», Земли Санникова), в существование которого Толль свято верил. В этой экспедиции Колчак провёл два года и две тяжёлые зимовки. Во время зимовки Толль вместе с Колчаком совершили 40-дневный санно-лыжный поход к мысу Челюскин. Один из описанных и положенных на карту Колчаком островов в Таймырском заливе Толль назвал островом Колчака (в 1924 г. остров был переименован в остров Расторгуева). Весной 1902 года, когда Толль отправился дальше на север, Колчак был командирован в Петербург с тем, чтобы доставить в столицу уже собранные исследователями материалы. На следующий год Колчаку пришлось возглавить новую экспедицию, снаряжённую для поисков пропавшего во льдах Толля и его спутников. Колчаку удалось обнаружить место последней стоянки Толля, его дневники и другие материалы пропавшей экспедиции.

Присутствие таких фильмов на наших экранах безусловно радует, и хочется чтобы их было больше. Но так же хочется чтобы появляющиеся кинематографические работы были лучше чем предыдущие. К сожалению, не могу сказать что фильм «Адмирал» взял новую непокорённую, российским кинематографом высоту.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы