Александр Alexander

oKino:
6.3
6.3/10
из 10
IMDb: 5.5 (122,125)
Смотреть трейлер
Сюжет

Сюжет картины вращается вокруг жизни одной из величайших фигур в мировой истории — отважного полководца и завоевателя Александра Великого. После вероломного убийства македонского царя Филиппа II трон переходит к его сыну Александру. Молодой правитель, подпитываемый мечтами о славе и приключениях, рассчитывает подчинить своей власти весь известный цивилизованный мир, объединив разрозненные земли под своей эгидой. Его цель велика — Александр жаждет мира и процветания, за которые готов воевать и проливать кровь. Вместе со своим многотысячным войском Александр покоряет одно государство за другим, демонстрируя при этом поразительный ум, дальновидность и решительность. В 331 г. до н. э. 25-летний царь участвует в битве при Гавгамелах, где его армия одерживает громкую победу, положив конец Персидской империи. Ещё спустя 5 лет македоняне достигают Ближнего Востока, где происходит ещё одна славно известная битва с войском индийского царя Пора на реке Гидасп. И ещё одна победа. Александра восхваляют, его боготворят. А между тем на фоне военных побед легендарного полководца показана и его личная жизнь, полная противоречий, соблазнов, слабостей и пороков, свойственных обычному смертному.

Трейлер №2 (русский)
Кадры
Рецензии

Ну вот, разве мог Голливуд не поиздеваться над очередной исторической героической личностью. На этот раз под жернова самой богатой в мире киноиндустрии попал Великий Александр Македонский. Хорошо, что я не видел этот исторический эпос в детстве, а то пропало бы желание вдохновляться великими людьми прошлого. Но с другой стороны «Алекс» — это довольно профессиональный взгляд на историю, просто взгляд глазами режиссера Оливера Стоуна. А видит он всё немного иначе традиционного. Давайте же разберёмся, люблю всё-таки я историю.

Во времена, когда Македонию раздирали политические распри, и страна была разорена, на престол восходит царь Филипп ІІ. За 25 лет своего правления он объединил страну, расширил её границы и превратил Македонию в великую военную державу. Филипп без сомнения был великим и мудрым политиком, раз смог добиться таких результатов. По фильму этого не скажешь, тут упускаются все заслуги Филиппа, а он предстаёт фигурой временной, перед великим походом Александра. Но львиную долю славы и успехов Александра заложил именно его отец. С самого детства маленький Саша воспитывался отцом для будущих свершений. Его учили быть политиком, дипломатом, воином. Одним из учителей был и сам Аристотель. Уже в 16 лет Александр остаётся один управлять государством, после отъезда отца на очередную войну. И в это время подавляет восстание взбунтовавшегося племени, уверенно и грамотно. Через два года Александр командует конницей в войске отца и во многом решает исход сражения.

Оливер Стоун же представляет Александра в несколько ином свете, при чём с голубоватым оттенком. Эдакий образ маменькиного сыночка с бисексуальными наклонностями, скачущего на коне и поражающего врагов, выглядит как-то несуразно. Говорить об этом заставляют не совсем нормальные отношения Александра с матерью Олимпиадой и, выходящие за рамки дружеских, отношения с Гефестионом. А после страстного поцелуя Александра с восточным красавцем, хочется одним взмахом меча прекратить это безобразие и предать Оливера Стоуна анафеме. Где же великий стратег и тактик, где храбрый великий воин, а не голубоглазый блондин рвущийся на врагов со взглядом безумца, в глазах которого виден только страх. Вы часто представляли себе плачущих великих воинов? Нет. Тогда посмотрите данное произведение и насладитесь этим зрелищем, благо тут таких эпизодов хватает. Господин Стоун, я вам присуждаю приз за самое лучшее опошление великого человека.

Что касается исторических событий, то они отражены более-менее правдоподобно, хотя некоторые важные моменты похода Александра упущены. И вообще батальных сцен очень мало, сняты они не на высшем уровне. Показана битва при Гавгамелах, после которой Александр стал царём Азии, но не упоминается не менее важная битва у, так называемых, ворот Азии, на реке Граник. Переправа через Граник была более ожесточенная и кровопролитная, да и эффектней смотрелась бы на экране. Именно в этой битве приближённый военачальник Александра Клит Чёрный спас ему жизнь, а не при Гавгамелах, как показано в фильме. Что же касательно битвы при Гавгамелах, то в целом она отражена, на редкость, в соответствии с историческими источниками. На мой взгляд, военным свершениям человека, создавшего самую большую империю древнего мира нужно было уделить больше внимания, а вот надуманные психологические проблемы можно было и опустить. Слишком много времени режиссёр тратит на раскрытие сомнительных отношений Александра с окружающими, из-за чего кино смотрится несколько нудно.

«Александр» основательно проигрывает той же «Трое» и по глубине философских взглядов и по зрелищности. Но так задумал режиссёр, а то, что задумал, исполнил неплохо. Актёры сыграли отлично по задумке. Кстати, следует сказать об актёрах. Роль Александра сыграл Коллин Фаррел — новая звезда Голливуда, его мать Олимпиаду воплотила Анжелина Джоли, а тирана отца — Вэл Килмэр.

Дать оценку этому киноэпосу довольно сложно. С одной стороны фильм поставлен не плохо, с более-менее точным соблюдением исторических фактов. Но сама личность Александра Великого оставляет какой-то неприятный осадок после просмотра фильма. Второй раз смотреть это у меня сил не хватит. Думаю, оценка 4 с минусом будет в самый раз.

Пожалуй, стоит начать с того, что ещё до официального выхода «Александра» на большой экран, от него уже ожидали многого. Во-первых, потому, что фильм снимал не абы кто, а Оливер Стоун, на чьём счету немало отличных биографических картин. Во-вторых, история жизни Александра Македонского, одной из самых прославленных личностей античности, сама по себе увлекательна. Ну и в-третьих потому, что публика всегда с предвкушением относится к экранизациям древнегреческих эпосов, априори обещающих эффектное зрелище.

К сожалению, публику ждало разочарование по всем трём пунктам. Вместо того, чтобы снять фильм о героических подвигах великого полководца в духе «Гладиатора», Стоун неожиданно вылил на зрителей трёхчасовую мелодраму, в которой легендарный Македонский, возносимый его народом на уровень почти что божества, демифологизируется и предстаёт обычным смертным человеком, со своими слабостями и пороками. Которых, кстати, оказывается гораздо больше, чем положено великой личности.

Отсюда возникает конфуз. С трудом верится, что слабый, нерешительный, страдающий от неуверенности в себе, одержимый Эдиповым комплексом и ещё бог весть чем Александр, каким его рисует перед нами режиссёр, смог бы совершить все те подвиги, которые ему приписываются, и завоевать львиную долю известного в то время цивилизованного мира.

Такой ключевой эпизод из жизни Александра, как гибель его отца, в фильме пропускается, что является большим недочётом. Сражения, которые составляют большую часть взрослой жизни Александра, в значительной степени также игнорируются. За весь фильм показаны лишь два из них: битва при Гавгамелах с персами и сражение в лесах Индии. Да и то — сплошное разочарование. А ведь именно батальные сцены — основной конёк подобных картин. Те, кто ожидал от фильма славных битв и эпических побед в стиле «Храброго сердца» или «Гладиатора» почувствовали себя обманутым.

Вместо этого «Александр» концентрируется на более приземленных элементах: сомнительных отношениях главного героя с его амбициозной матерью Олимпией (Анджелина Джоли), победоносным отцом Филиппом (Вэл Килмер), женой-дикаркой Роксаной (Розарио Доусон), а также его откровенно гомосексуальных отношениях с другом Гефестионом (Джаред Лето). Складывается впечатление, что из-за отсутствия в картине прямого антагониста, эта роль была возложена Стоуном на внутренних демонов главного персонажа, которых, ради такого дела, было налеплено вагон и маленькая тележка.

Не слишком удачен и выбор Колина Фаррелла на главную роль. Дело в том, что Фаррелл, с его ирландским акцентом, не обладает необходимой харизмой, присущей героическому типу. Впрочем, Стоун и не требует этих качеств, уподобляя здесь Александра скорее Гамлету, чем Ахиллесу. А то, что эта интерпретация полководца пришлась не по душе зрителям, это уже другой разговор.

Александр Македонский, он же Александр Великий, был мужественным греческим воином, исследователем и идеалистом, который никогда не отступал в бою и провел всю свою жизнь, стремясь идти по стопам своего мифологического героя Ахилла. Он объединил под своей железной властью огромную империю, проведя македонские войска через полторы сотни кровавых сражений, из которых всегда выходил победителем. Таким его запомнила история. Но совершенно иным его показал Голливуд.

«Александр» становится второй крупнобюджетной исторической эпопеей, потерпевшей крах в этом году. Но в отличие от той же «Трои», где Вольфганг Петерсен безуспешно пытался угодить толпе, Оливер Стоун даже не заморачивался над подобными мыслями. А жаль, ведь могло бы получиться отличное зрелище, достойное войти в анналы кинематографа.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы