Андалузский пес Un chien andalou

IMDb: 7.9 (27,359)
Сюжет
"Андалузский пес" был снят как немой фильм. На премьере в Париже в 1928 году Бунюэль спрятал за экраном граммофон (у него был полный карман камней на тот случай, если придется отбиваться от возмущенных зрителей), на котором он проигрывал пластинки Вагнера и танго. Та же самая музыка была добавлена к фильму, когда он, наконец, был озвучен в 1960 году. Швейцарское телевидение создало новую "озвученную" версию в 1983 году с саундтрэком, написанным Маурисио Кагелем, который составляет струнный оркестр и записи звуков, издаваемых собакой. Обе версии включены в этот видеофильм. Версия 1960 года включена первой. Между версиями есть короткий промежуток. А теперь о самом фильме. Начинается с того, что мужчина тщательно затачивает бритву, а потом спокойно разрезает глаз улыбающейся красавице при полной луне. Нет, я не могу. Рассказывать содержание этого фильма, это все равно что рассказать, что нарисовано на картине того же, скажем, Сальвадора Дали. Эти ребята давали жизни, уверяю вас. Фильм смотрится настолько современно, что кажется, что снят он был авангардистами нашего дня. (М. Иванов)
Трейлер
Кадры
Рецензии

В истории каждого вида искусства есть работы, которые стали базисом для дальнейшего развития. Например, на развитие европейской литературы эпохи Возрождения повлияло появление «Божественной комедии» Данте. Если изучать киноискусство, то можно выделить несколько фильмов, ставших прародителем жанра. Например, бессмертная картина «Прибытие поезда» братьев Люмьер побудила кинематографистов во всем мире к съемкам документального кино.

В эпоху немого кино появились сотни жанровых фильмов, события в которых развивались последовательно, а диалоги между героями показывались на экране текстом. На пороге звукового кино испанцы Луис Бунюэль и Сальвадор Дали сняли 17-минутную ленту под названием «Андалузский пес». Особенности этого фильма: отсутствие линейного сюжета, сложные визуальные образы, герои, совершающие необъяснимые поступки, — это было невообразимым явлением для 1928 года. Авторы картины проявили смелость и не снабдили действие поясняющим текстом.

Первый же эпизод фильма «Андалузский пес» вводит зрителя в состояние шока или даже ступора: женский глаз, который ассоциируется с полной луной, аккуратно разрезается вдоль опасной бритвой. После этого зритель видит набор коротких сцен, длящихся иногда считанные секунды: велосипедист в городском потоке, мужчина, который пытается весьма откровенно соблазнить женщину, рой больших черных муравьев, вылезающих из человеческой плоти, и так далее в этом роде. Бунюэль и Дали, основоположники сюрреализма в искусстве, сделали фильм «Андалузский пес», основываясь на двух своих сновидениях. Безусловно, во всех образах, показанных в ленте, есть фрейдистский подтекст.

Впоследствии фильм «Андалузский пес» стал источником вдохновения для многих режиссеров. Кино, которое до этого времени было повестью, разыгранной в лицах, стало сложным видом искусства, изобилующим метафорами. Вспоминая современные фильмы, можно заметить заимствования из картины «Андалузский пес». Прежде всего, современные режиссеры вслед за двумя сюрреалистами предпочитают не объяснять зрителю длинную предысторию, а в первых же сценах показывают шокирующее событие, которое вызывает у зрителя желание узнать продолжение фильма. Влияние Бунюэля и Дали на развитие кино очень сильно прослеживается в работах Дэвида Линча. Причудливо изогнутый путь сюжета, на которой нанизаны многослойные образы, одни и те же герои, появляющиеся и исчезающие в разных эпохах, — все это присуще фильмам Линча («Шоссе в никуда», «Внутренняя империя»).

Для постмодернистского зрителя, которого трудно удивить после просмотра голливудских блокбастеров и разномастного артхауса, «Андалузский пес» остается удивительным фильмом. Не все зрители могут принять ленту, немногие способны оценить ее по достоинству с первого раза. Но есть в этом фильме одна особенность: увидев раз, его невозможно забыть или перепутать с каким-то другим. Его непременно необходимо увидеть всем киноманам и лицам, занимающимся изучением социологии и культурологии.

Напоследок хочется напомнить, что в фильме «Полночь в Париже», который снял гениальный Вуди Аллен, есть эпизод, в котором современный сценарист знакомится в двадцатые годы с молодым Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы