Анна Каренина Anna Karenina

oKino:
6.8
6.8/10
из 10
IMDb: 6.6 (54,462)
Оскар 1
Британская академия 1
Европейская киноакадемия 1
Смотреть трейлер
Сюжет

Очередная экранизация знаменитого романа Льва Толстого. История происходит в конце 19 века в России. Молодая аристократка Анна Каренина (в блестящем исполнении Киры Найтли), будучи замужем, влюбляется в офицера Алексея Вронского (Аарон Джонсон), с которым случайно знакомится на железнодорожной станции. И хотя умом Анна понимает, что подобные чувства недопустимы в светском обществе, частью которого она является, сердце женщины разрывается от страсти к любовнику. В конце концов, Анна решает уйти от нелюбимого мужа (Джуд Лоу), чем навлекает на свою голову позор и общественное порицание чопорного, погрязшего в устаревших моральных принципах и гниющего изнутри высшего общества, обрёкшего обоих влюблённых на трагический финал.

Трейлер (украинский дублированный)
Кадры
Рецензии

Когда западные киношники берутся за экранизацию русской классики, восточные славяне морщат лицо: дескать, куда там им до загадочной русской души. В случае с фильмом «Анна Каренина» такие мысли тоже справедливы, но озвучивать их не захочется. Британцы сняли сверхэстетизированную и взрывающуюся эмоциями, но не отклоняющуюся от первоисточника киноверсию романа Льва Толстого.

Работа над «Анной Карениной» собрала лучшие боевые силы британского кино. Автор сценария — давно получивший неисчерпаемый кредит уважения Том Стоппард, писавший тексты для фильмов «Бразилия», «Империя Солнца» и «Розенкранц и Гильденштерн мертвы». За режиссуру взялся Джо Райт, собаку съевший на исторических драмах. Киру Найтли, сыгравшую главную героиню, можно уже величать музой режиссера: Райт снял ее сначала в «Гордости и предубеждении», потом в «Искуплении», теперь же тандем режиссера и актрисы расцвел в «Карениной».

Кира Найтли весьма уверенно чувствует себя в образе Карениной, изображая то дикую любовную эйфорию, то истерики своей героини. Часто она одаривает камеру сверхдраматичными выражениями лица, похожими больше на обложки глянца или рекламу. Роль рокового любовника Карениной — графа Вронского — досталась молодому Аарону Джонсону. Его задача невелика: любить Анну страстно и бездумно, стрелять глазами и трясти мелированными локонами, с чем Джонсон успешно справился. Мэтью Макфейден, игравший с Найтли любовь в «Гордости и предубеждении», теперь появляется в роли ее брата Стивы. С помощью Стивы-Макфейдена режиссер добавил в фильм чуточку тонкого юмора, оттеняющего общий трагизм сюжета.

Особого упоминания достойны два других исполнителя — с трудом узнаваемый Джуд Лоу и рыжий-рыжий ирландец Домналл Глисон. Интересно, что актер-самоучка Лоу играет чуть ли не лучше всех. Джуду удалось убить в себе образ красавчика, воплотив в роли преданного мужа Алексея Каренина подлинное толстовское христианское смирение. И не только: его персонаж единственный не поддается повальному выплескиванию эмоций, в то же время показывает характер больше и глубже других.

Что отличает фильм «Анна Каренина» 2012 года от многих других экранизаций, так это самоценная сюжетная линия Кости Левина, искателя смысла жизни, приверженца простого быта. История его любви к Китти — полная противоположность отношений Каренина — Вронский. Сценарист с режиссером нарочно зачистили семейные неурядицы между Левиным и его женой, наперекор роману Толстого. Сыгравший Левина Домналл Глисон будто выхвачен из русской глубинки того времени.

С самого начала фильма зрителю дают понять: расслабьтесь, эта экранизация не будет угрюмой. Джо Райт сотворил просто космическую условность в кадре. С его стороны было честно сыграть большинство сцен на одной единственной локации — театральной сцене, стилизованной то под комнаты, то под ипподром и прочее. Интимные переживания Карениной и ее конфликт с обществом подчеркиваются так еще больше. В то же время не покидает ощущение опереточности происходящего. Эдакой гламурной опереточности. Но не вульгарной, а очень привлекательной для современного зрителя. Когда камера начинает кружиться, а стук бокалов превращается в мелодию, так и ожидаешь, что кто-то из героев возьмет и запоет. И это совсем не плохо. Работа оператора и художников-постановщиков — выше всяких похвал. Последним удалось найти уникальный образ России, которой нет и никогда не было. К счастью, обошлось без штампов. Имения московской и петербуржской знати похожи больше на убранство индийских дворцов.

Джо Райт со товарищи действительно не стал углубляться в дебри толстовской философии. Каренина неотвратимо любит, не останавливаясь в своем чувстве ни перед чем. Но, увлекшись сказочно красивыми кадрами, изворотливыми мизансценами и эффектным монтажом, создатели «Анны Карениной» забыли, что не мешало бы как-то обосновывать происходящие в героях перемены. История получается покромсанной, как салат: вот кусочек, в котором Каренина сгорает от страсти, потом долька, когда она просит прощения у мужа, а тут она сходит с ума от ревности к Вронскому. В кинокартине констатируется сюжет романа, но не переосмысляется. Фильм получился как дорогой глянцевый журнал: смотришь, будто шелестящие страницы перелистываешь, — одно фото краше другого. Но и от просмотра журнала можно получить недюжинное удовольствие. «Анна Каренина» — экспрессивное и самоценное визуальное наслаждение. В конце-то концов, разве есть смысл переплюнуть замысел великого Толстого в границах его же сюжета?

Читавшие первоисточник или хотя бы смотревшие советский фильм «Анна Каренина» 1967 года увидят в творении Джо Райта не более чем пародию на классический сюжет. Те же, кто имеет очень условное представление о творении Льва Толстого, воспримут эту ленту как оригинальную интерпретацию. Ну, а у зрителей, которые не слышали даже о том, как умирает Каренина, сложится впечатление, что всё это просто цветастое шоу, в центре которого бурлят опереточные страсти.

Складывается ощущение, что этот фильм снимал клипмейкер: нарочитый акцент на пёстрых декорациях и вычурных костюмах, стильные музыкальные номера, а также торжество китча над красотой.

Поэтому-то те, кто хорошо знает роман Толстого, придут в бешенство. От изначального сюжетного накала здесь не осталось и следа. Вместо сложной душевной коллизии Анны Карениной — одноимённая героиня этой картины переживает обычный семейный кризис. Вместо «толстовского идеала» Левина в этой картине появляется смехотворный провинциал.

Если сюжет и актёрская игра вызывают в лучшем случае снисхождение, то работа художников и оператора Шеймаса МакГарви — восхищение. Последний показал чудеса визуализации в лентах «Мстители», «Что-то не так с Кевином» и других заметных фильмах последних лет.

Главный художник картины — Сара Гринвуд — известна по своей работе в двух частях «Шерлока Холмса» Гая Ричи, а также «Искуплении», за которое номинировалась на «Оскар».

Однако своей излишней декоративностью фильм буквально парализует своё внутреннее содержание. Желание его авторов поиграть с этим сюжетом и сделать его максимально непохожим на многочисленные предыдущие экранизации «Карениной» привели к тому, что на экране осталось слишком мало от первоисточника.

Акцент на то, что Российская империя во второй половине ХІХ века представляла собой театр, показывается в ленте настолько явно, что, кажется, задумка всего сюжета именно в этом, а не в переживаниях главной героини.

Кира Найтли, как обычно, сыграла очень пресно. В её даже в самой милой улыбке чувствуется зло, в её чуть раскосых глазах — очень колкий взгляд, так что, всматриваясь в её лицо, особой привлекательности не находишь. Откровенное желание понравиться зрителю чувствуется в её позах, будто постановщиком был фотограф глянцевых изданий.

«Достойную» компанию Найтли составил Аарон Джонсон. Их дуэт можно охарактеризовать хлёсткой фразой «Анне Карениной пришёл Пипец». Роль Пипца в одноимённом фильме 2010 года вывела Джонсона в «высшую лигу» Голливуда. Кто не в курсе: Пипец — это подросток, переодетый в цветастый костюм вымышленного им самим супергероя. В таком наряде парень бегал «по району и раздавал пендели гопникам». В образе Вронского Джонсон выглядит не менее смехотворно.

В целом, эта лента предназначена для тех поклонников толстовского романа, кому не жаль добрых двух часов потраченного впустую времени. Или для тех, кто любит смотреть музыкальные клипы и готов посмотреть нечто наподобие двухчасового клипа. А может, просто для костюмеров и дизайнеров, которые почерпнут множество оригинальных идей для своего личного творчества. Словом, эта картина для кого угодно, но не для зрителя, идущего на авторское кино.

Режиссер Джо Райт, ранее прославившийся монументальной экранизацией «Гордости и предубеждения» (2005 г.), решил показать свое видение романа Толстого. Учитывая, что «Анна Каренина» была неоднократно поставлена в театре, мюзиклах и балете, не говоря уже о двадцати трех экранизациях, этот поступок режиссера можно считать достаточно смелым. В качестве сценариста с картиной согласился работать сам маэстро Том Стоппард. Премьера ленты состоялась на кинофестивале в Торонто 7 августа 2012 г.

Роль Карениной досталась Кире Найтли, Вронского сыграл Аарон Джонсон, мужа Анны — Джуд Лоу. Адаптация Стоппарда оказалась достаточно близкой к оригинальному произведению Толстого. Действие происходит в царской России, в конце ХІХ в. История повествует о жизни молодой красавицы Анны, которую выдали замуж в 18 лет за нелюбимого мужчину. Однажды она встречает на железнодорожном вокзале офицера по имени Вронский, и между ними вспыхивают чувства. Женщина принадлежит к высшему обществу, и параллельно с историей ее борьбы со своими переживаниями и страстью мы наблюдаем реакцию ее окружения и общества в целом на ее, по их мнению, безрассудные, дерзкие и глупые поступки. Под тяжестью выбора единственно правильного решения оказывается любовь Анны к ребенку, ее отношения и связь не только с мужем, но и с семьей, друзьями, обществом и, в конце концов, жизнью.

Картина Райта, в отличие от всех предыдущих версий экранизаций, исполнена ярких образов и мощных визуальных эффектов, которые, впрочем, отнюдь не мешают правильному восприятию времени действия. Таким образом, на первый план в новой «Анне Карениной» выведены чувства, экспрессия и страсть. Картина является невероятно красочной и эмоциональной иллюстрацией эпохи.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы