Четыреста ударов Les quatre cents coups

oKino:
8.2
8.2/10
из 10
IMDb: 8.2 (55,202)
Каннский кинофестиваль 2
Смотреть трейлер
Сюжет
Двенадцатилетний Антуан Дуанель — трудный подросток. Его мать занята личной жизнью, и у нее нет ни времени, ни желания вникнуть в проблемы сына. Отчим — человек слабохарактерный, не имеет влияния ни на жену, ни на сына. Учитель лишь наказывает мальчика. Антуан и его приятель все реже посещают школу, сбегают из дома. Ни к чему хорошему все это не приводит.
Трейлер
Кадры
Рецензии

Пожалуй, вряд ли найдется хоть один человек, называющий себя киноманом, но не знающий хотя бы имени легендарного основоположника жанра «новой волны» во Франции — Франсуа Трюффо. Картина «Четыреста ударов» — дебютная работа Трюффо в формате полнометражного кино. Лента эта оказалась большим прорывом не только для самого режиссера (который, к слову, получил благодаря ей приз в Каннах), но и для нового национального кинематографа в целом. К тому же здесь впервые по-настоящему классно показал себя Жан-Пьер Лео, впоследствии сделавший себе крайне успешную карьеру и работавший с множеством режиссеров мировой величины.

Героя Лео зовут Антуан Дуанель. Он подросток тринадцати лет от роду, и его окружает масса проблем и негативных влияний. Безусловно, у каждого юноши в этом возрасте в жизни наступает что-то вроде кризиса, но здесь проблемы чуть сложнее обычных. За каждым переулком на жизненном пути мальчика подстерегают опасности, и судьба наносит ему оглушительные удары, один за другим. В его семье все неправильно: основу ее составляют мать-эгоистка и слабохарактерный, трусливый отчим. Учителя в школе тоже не понимают Антуана, и он, не в силах более терпеть такое давление со всех сторон, предпринимает попытку бежать.

С тех пор он бежит, не останавливаясь, — сначала из дома, затем — из интерната. Мальчик начинает понимать, осознавать то, что до этого он чувствовал лишь сердцем: что мрак окружающей его действительности — это только маленький фрагмент огромного мира и если ему удастся выкарабкаться, то он обретет гармонию, лучшую жизнь. Антуан интересен тем, что в нем заложена какая-то божественная искра, ведь, несмотря на беды и лишения, он не обозлился на все человечество. Его будущее — не в исправительной колонии среди обездоленных и покинутых, Антуан не судит о Вселенной по тому ее уголку, который он видел до сих пор. Ему всегда есть куда бежать.

Мотив бегства встречается у Трюффо не только в картине «Четыреста ударов». Эта тема для него сакральна и крайне близка. В то же время режиссер не пытается показать именно свою историю. Он берет за основу сюжета мотивы, с которыми на самом деле знаком, которые ему понятны. Герой Жана-Пьера Лео не рассказывает зрителям историю жизни Трюффо, он живет собственной. Разница состоит в том, что замкнутый, робкий Трюффо в детстве никогда не был так решителен, как персонаж, которого он создал. Молодой актер идеально подошел на эту роль, вложив в характер Антуана и часть себя.

Благодаря тому, что режиссер сумел решиться на то, чтобы фактически переложить часть ответственности за результат на плечи четырнадцатилетнего парня (а сам он к тому моменту уже был в два с лишним раза старше) — он придал истории совершенно новое, свежее звучание. Точка зрения опытного, зрелого человека оказалась совмещенной с видением мира мальчика. Если вам все еще не доводилось познакомиться с маэстро Трюффо — смело начинайте с фильма «Четыреста ударов»!

Главный герой фильма — 12-летний Антуан Дуанель (14-летний Жан-Пьер Лео) — трудный ребенок, для которого найти общий язык с родителями весьма проблематично. Холодная мать, изменяющая отчиму (Клер Морье), безразлично относится к сыну, а слабохарактерный отчим (Альбер Реми) не обращает на развивающуюся драму почти никакого внимания. Антуан вместе с другом Рене (Патрик Оффэ) начинает прогуливать школу, а сам главный герой порой не ночует в родном доме. Со временем ситуация выходит из-под контроля и родители делают то, чего Антуан меньше всего от них ожидал.

В середине 50-х годов во французском кинематографе сформировалось новое поколение авторов, которых впоследствии прозвали «новой волной»: многие объединились вокруг кинокритика Андре Базена, критиковавшего рутину и штампу. Сторонники «новой волны» считали, что кино — это не только развлечение, но и средство выражения индивидуального взгляда на мир. Действительно, во французском кино царствовал застой с его вторичными сюжетами и опостылевшими декорациями. Одним из таких вольнодумцев стал Франсуа Трюффо, ещё в качестве кинокритика писавший, «чтобы произошёл настоящий подъём… нужно, чтобы молодые кинематографисты отказались от заимствований у „старого кино“… Нужно покинуть студии и выйти на побережье. Солнце дешевле прожекторов».

Название представленной на недавнем киевском мини-фестивале «Париж как он есть» картины — «Четыреста ударов» — сначала покажется странным и неуместным, на деле же это французская идиома вроде «33 несчастья» или «огонь, вода и медные трубы». Первая полнометражная картина Трюффо, взорвавшая Канны в 1959-м (приз за лучшую режиссуру), во многом автобиографична для автора: постановщик рос с матерью и отчимом, а в 14 сбежал из дома, после чего угодил в колонию для трудных подростков. В драме как раз мальчик родом из рабочей семьи, быт и утлая квартирка которой резко контрастируют с апартаментами его друга.

Драма Франсуа Трюффо — это прежде всего свободолюбивая, как отметил Годар, картина, в которой трудный ребенок тяжело воспринимает безразличие со стороны родителей и учителей и, пытаясь выбраться из круговорота несчастий, всё больше совершает ошибок. Ошибки, как считают его эгоистичные родители, нельзя прощать. Для самого Антуана совершаемые им проступки (кража печатной машинки, вынужденная ложь и цитаты Бальзака в сочинении) — не что иное, как самовыражение, протест, попытка заявить о себе.

Колония становится для Антуана тюрьмой, для него стремление к свободе оказывается непреодолимым. Сбегая из неё, Антуан устремляется к морю — своей мечте. Прибежав на бескрайний безлюдный пляж, подросток заходит в море по колено, и в этот момент камера приближает в стоп-кадре его вопрошающее лицо: отныне бежать некуда, но возникает надежда, что судьба ранимого мальчика сложится благополучно.

«Четыреста ударов» — искренняя лента, в которой раскрылись таланты молодых Трюффо и Лео-актёра. Впоследствии вышли ещё четыре продолжения жизни Антуана Дуанеля: «Антуан и Колетт» (1962), «Украденные поцелуи» (1968), «Семейный очаг» (1970) и «Сбежавшая любовь» (1979).

После «Четырёхсот ударов» появилась «Хиросима, любовь моя» (1959) Алена Рене и «На последнем дыхании (1960) Жан-Люка Годара с молодым Бельмондо, в котором Трюффо участвовал в написании сценария. «Новая волна» успешно продолжила триумфальное шествие, фактически начатое фильмом «Четыреста ударов».

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы